Совершенство в Коранических науках

 

 

 

 

При исользование материала ссылка на сайт обязательна

Глава 69


О встречающихся в Коране именах, кунйах1 и титулах т. 2, с. 175 — 184]
[Имена пророков и посланников в Коране]


[175] В Коране упомянуты 25 пророков и посланников, и это самые известные из них2:

[1] — Адам, праотец людей.
Некоторые утверждают, что это имя строится по модели af`al и потому имеет неполное склонение 3 , и что это эпитет, образованный от слова adma («смуглость», «темный цвет кожи»).
Джавалики4 говорил: «Все имена пророков неарабского происхождения, кроме четырех: Адам, Салих, Шу'айб и Мухаммад».
Ибн Аби Хатим 5  выводил через путь Абу-д-Духи6, а тот - от Ибн 'Аббаса7 , который говорил: «Адам назван так потому, что был сотворен из коры (букв, «кожа» — adam) земли».
Некоторые говорили: «Это сирийское8 имя, исходно звучавшее как adam по модели hatam, из которого при заимствовании в арабский язык выпал второй алиф9».
Са'лаби10 сказал: «Земля (turab) на сирийском языке будет adam, поэтому он назван Адам».
Ибн Аби Хайсама сказал: «Он прожил девятьсот шестьдесят лет». А Навави в своем «Тахзибе»11 говорил: «В книгах по истории обычно говорится, что он прожил тысячу лет12».
[2] - Нух13.
Джавалики говорил: «Это иноязычное арабизированное имя». Кирмани добавил: «Его значение на сирийском языке — «Благодарный» (shakir)14».
Ал-Хаким 15 в «Дополнении» сказал: «Он назван Нухом из-на того, что много плакал о себе 16 , а настоящее его имя — 'Абд ал-Гаффар». И сказал: «Большинство сподвижников считали, что Нух жил до Идриса» 17 .
Другой ученый сказал: «Он — Нух сын Ламка18 сына Маттушалаха19 сына Ахнуха20, который, как говорили, и есть Идрис21 ».
Табарани22 приводит хадис от Абу Зарра23 , который рассказал: «Я спросил: «О, Посланник Аллаха, кто был первым пророком? Он ответил: «Адам». Я спросил: «А кто был потом?» Он сказал: «Нух, и между ними было двадцать веков».
В «Дополнении» от Ибн 'Аббаса говорится, что между Лдамом и Нухом было десять веков.
От него же передают как возведенный хадис: «Аллах послал Нyxa с пророческой миссией на сорок лет, а тот пребывал среди своего народа тысячу лет без пятидесяти, призывая его к вере. После Потопа он прожил еще шестьдесят лет, пока не возросла численность людей, и не распространились они»24.
Ибн Джарир25 упомянул, что Нух родился спустя сто двадцать шесть лет после смерти Адама.
В «Тахзибе» Навави сказано, что Нух жил дольше всех пророков.
[3] — Идрис.
Говорили, что он был раньше Нуха26 .
Ибн Исхак27 говорил: «Идрис стал первым из потомков Aдама, кому было передано пророчество. И он — Ахнух28, сын Иарада29, сына Михлаила30, сына Ануша31 , сына Каинана32 , сы­на Шиса 33  , сына Адама».
Вахб ибн Мунаббих34 сказал: «Идриса, деда Нуха, звали Ханух35, и это — сирийское имя. Говорили, что Idis— арабское имя, образованное от слова dirasa— «изучение», потому что Идрис много изучал свитки».
В «Дополнении» приведен хадис с шатким иснадом от ал-Хасана37, передавшего от Самуры38 , который сказал: «Пророк Аллаха Идрис был белокожий, высокий, с большим животом, широкогрудый. На теле у него было мало волос, а на голове — много. Один глаз у него был больше другого, а на груди было белое пятно, но не от проказы. Когда Аллах увидел, что жители земли учи няют насилие (jawr) и посягают на Его повеления, то вознес пророка на шестое небо. И об этом Аллах сказал: «И вознесли Мы его на высокое место» (19:57)39».
Ибн Кутайба40 упомянул, что Идрис был вознесен в возрасте трехсот пятидесяти лет41.
В «Сахихе» Ибн Хиббана42 говорится, что [176] он был пророком-посланником43 и первым стал писать каламом44.
В «Дополнении» от Ибн 'Аббаса сказано, что между Нухом и Идрисом было тысяча лет.
[4] — Ибрахим.
Джавалики говорил: «Это древнее имя, неарабское. Арабы произносили его по-разному. Самое известное произношение — Ibrahim. Еще говорили Ibraham45, и так в некоторых из семи чтений Корана, а также Ibrahim,с выпадением харфа «йа» (после «ха»), и Ibraham.Это сирийское имя, означающее «Отец милосердный» (abrahim)».
Говорили также, что имя образовано от слова «barhama», которое означает «сила взгляда»; это передавал Кирмани в «Чудесах».
Ибрахим — сын Азара, имя которого Тарах46, сын Нахура47, сына Шаруха48, сына Рагава49, сына Фалаха50, сына 'Абара51, сына Шалаха52 , сына Арфахшада53, сына Сама54, сына Нуха.
Вакиди55 сказал: «Ибрахим родился в начале второго тысячелетия от сотворения Адама».
В «Дополнении» через путь Ибн ал-Мусаййаба56, который пе­редал от Абу Хурайры57,говорится: «Ибрахим был обрезан в возрасте ста двадцати лет58. И умер он, когда ему было двести лет».
Навави и другие рассказали, что он жил сто семьдесят пять лет59.
[5] — Исма'ил60.
Джавалики сказал: «Это имя произносят с харфом «нун» на конце (Isma`in)».
Навави и другой ученый говорили: «Он был старшим сыном Ибрахима»61.
[6] — Исхак.
Он родился, когда Исма'илу было четырнадцать лет62, и про­жил он сто восемьдесят лет63.
Абу 'Али ибн Мишкавайх64 в своей уникальной книге «Собе­седник» упомянул, что на еврейском языке «Исхак» значит «смеющийся»65  — dahhak.
[7] — Йа'куб66.
Оh прожил сто сорок семь лет 67.
[8] — Йусуф68.
В «Сахихе» Ибн Хиббана приводится возведенный хадис от Абу Хурайры, в котором говорится: «Благородный (karimj), сын благородного, сына благородного, сына благородного, т. е. Иусуф, сын Йа'куба, сына Исхака, сына Ибрахима».
В «Дополнении» от ал-Хасана69 передается, что Йусуф был брошен в колодец, когда ему было двенадцать лет, спустя восемь­десят лет он вновь встретился с отцом и умер в возрасте ста двадцати лет70 .
В «Сахихе»71 сказано, что ему была дарована половина красоты мира.
Некий ученый говорил, что он является посланником (mursal), согласно словам Всевышнего: «Пришел к вам Иусуф раньше с ясными знамениями...» (40:34).
Однако говорили, что здесь идет речь не о Иусуфе, сыне Йа'куба, а о Йусуфе72, сыне Ифраима73, сына Йусуфа, сына Иа'куба.
Нечто похожее Кирмани пишет в «Чудесах» о словах Всевышнего «Он наследует роду Йа'куба» (19:6)74 : «Эти слова трактуются большинством как относящиеся к Иа'кубу сыну Масана75 , а также, что жена Закарийи76 была сестрой Марйам77 , дочери 'Имрана78, сына Масана».
Он же говорит: «Утверждение, что это — Йа'куб сын Исхака сына Ибрахима, — странно». Цитата завершена.
То, что Кирмани называет странным, как раз общеизвестно, а странным является мнение, которое он приводит первым 79 .
Столь же странным является утверждение Науфа ал-Бикали80, что Муса, упомянутый в суре «Пещера» в рассказе о Хидре81 — не тот Муса, который был пророком израильтян, а Муса, сын Манаши82 , сына Йусуфа, которого еще называют сыном Ифраима, сына Йусуфа. Однако Ибн 'Аббас опровергает это.
Еще более странным является то, что передавали ан-Наккаш83 и Маварди84, будто Йусуф, упомянутый в суре «Прощающий»85, был одним из джиннов, и Аллах отправил его к ним как посланника.
И столь же невероятным является то, что передавал Ибн Аскар86, а именно, что 'Имран, упомянутый в суре «Семейство Имрана» — это отец Мусы87, но не отец Марйам.
Имя «Иусуф» имеет шесть вариантов произношения . Разумно считать, что это имя иноязычного происхождения, не образованное от чего-либо89.
[9] -Лут90.
Ибн Исхак сказал: «Он — Лут, сын Харана91, сына Азара92». В «Дополнении» передается, что Ибн 'Аббас говорил: «Лут, сын брата Ибрахима».
[10] Худ.
Ка'б93 говорил: «Он больше всех людей походил на Адама». Ибн Мас'уд94 сказал: «Он был стойким (jald) человеком». Оба этих высказывания приведены в «Дополнении».
[177] Ибн Хишам сказал: «Его зовут 'Абар, сын Арфахшаза, сына Сама, сына Нуха»95.
Другой ученый говорил: «Более вероятная его родословная та­кова: он — Худ, сын 'Абдаллаха, сына Рибаха, сына Хаваза, сы­на 'Ада96, сына 'Уса, сына Ирама97, сына Сама, сына Нуха»98.
[11] — Салих.
Вахб сказал: « Он — сын 'Убайда, сына Хайра, сына Самуда, сына Хайра, сына Сама, сына Нуха99. Он был послан пророком к своему народу, когда достиг совершеннолетия. У Салиха была светлая, почти белая кожа и прямые волосы. Он пребывал среди своего народа сорок лет».
Науф аш-Шами100 говорил: «Салих был арабом. Когда Аллах уничтожил 'адитов, после них на этой земле поселились самудиты. Аллах направил к ним Салиха, молодого парня, и тот призывал их к вере в Аллаха, пока не состарился и не поседел. Между Нухом и Ибрахимом не было других пророков, кроме Худа и Салиха».
Эти два мнения приведены в «Дополнении».
Ибн Хаджар101 и другой ученый говорили: «Коран указывает на то, что самудиты жили после 'адитов, а 'адиты — после народа Нуха».
Са`лаби передал то, что сказано у Навави в «Тахзибе», и я привожу то, что он написал: «Он — Салих сын 'Убайда, сына Асифа, сына Машиджа, сына Убайда, сына Хазара, сына Самуда, сына 'Ада, сына 'Уса, сына Ирама, сына Сама, сына Нуха102. Аллах послал его пророком к народу в молодом возрасте. Они были арабами и жили на территории между Хиджазом и Шамом (Сирией). Салих пребывал среди своего народа двадцать лет и умер в Мекке в возрасте пятидесяти восьми лет».
[12] — Шу'айб.
Ибн Исхак говорил: «Он — сын Микаила». То же писал Захаби103 в кратком изложении «Дополнения». Другой ученый говорил, что он — сын Милкаина, и говорили — сын Микила, сына Иашиджина, сына Лави104 , сына Иа'куба. Я же вывел написанное Навави в собственном же «Тахзибе», а именно, что он — сын Микила, сына Иашиджина ,сына Мадйана105, сына Ибрахима, друга Аллаха106 . Его называли оратором (khatib) среди пророков. Аллах направил его посланником к двум народам (ummatain) — мадйанитам107 и обитателям Айки108. Он много молился. В конце жизни ослеп».
Ряд ученых предпочитает версию, что мадйаниты и обитатели Айки — один народ.
Ибн Касир109 сказал: «В подтверждение этого можно привести то, что Шу'айб проповедовал и тем, и другим, чтобы они не обвешивали людей, и это указывает на то, что они — один народ».
В подтверждение же первой версии приводили предание от Судди110 и 'Икримы111 , гласящее: «Аллах не посылал дважды ни одного пророка, кроме Шу'айба. Первый раз он был послан к мадйани­там, и Аллах уничтожил их, наслав на них вопль. Другой раз Шу'айб был послан к обитателям Айки, и тех постигли муки дня тени».
А Ибн Аби 'Асакир выводил в своей «Истории» возведенный хадис от 'Абдаллаха ибн 'Амра112 , гласящий, что народ Мадйана и обитатели Айки — две общины, к которым Аллах послал Шу'айба.
Ибн Касир утверждал, что это странный хадис, а его возведение к Пророку спорно.
Еще он говорил: «Есть те, кто утверждает, что Шу'айб был послан к трем народам, и третьим были обитатели Расса113».
[13] -Муса.
Он — сын 'Имрана114 , сына Иасхара115 , сына Кахаса (Kahath)116 , сына Лауи, сына Иа'куба, мир ему. В отношении его генеалогии нет расхождений. Муса — сирийское имя.
Абу-ш-Шайх117 выводил через извод 'Икримы от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Он был назван Мусой, потому что был выбро­шен между деревом и водой. Покоптски118 вода будет mu, а дерево — sa.
В «Сахихе» он описывается как человек с длинными курчавы­ми волосами, как люди из Йемена119.
Са'лаби сказал: «Он прожил сто двадцать лет120».
[14] -Харун121.
Родной брат Мусы122. Говорили также, что они родные братья только по матери, другие говорили — только по отцу; это рассказал Кирмани в «Чудесах». Он был выше ростом, чем Муса и очень красноречив. Он умер раньше Мусы, а родился за год до него.
В некоторых хадисах о ночном путешествии (isra`) говорится: «Я поднялся на пятое небо и встретил там Харуна. Половина его бороды была белой, а другая половина — черной. Борода была такой длинной, что почти покрывала пупок. Я спросил: «О Джибрил, кто это?» Он сказал: «Любимец своего народа123  Харун, сын 'Имрана».
Ибн Мискавайх упомянул, что имя Наrйп на еврейском озна­чает «любимец».[178]
[15] - Давуд124.
Он — сын Ишайа125, сына 'Аубада126, сына Ба'ара127, сына Салмуна128 , сына Йахшуна129, сына `Умы, сына Иариба130 , сына Рама131 , сына Хадруна132 , сына Фариса133, сына Иахуза134, сына Йа'куба.
У Тирмизи135 говорится, что он поклонялся Богу более всех людей.
Ка'б говорил: «Давуд был белокожий и белолицый136 , с красиво очерченной головой и длинной курчавой бородой. У него был красивый голос и прекрасный характер. В нем совмещались пророчество и царство.
Навави говорил: «Историки говорили, что он прожил сто лет, сорок из которых царствовал137. И было у него двенадцать сыновей138».
[16] — Сулайман, его сын.
Ка'б сказал: «Он был белокожий, солидный, очень красивый и привлекательный, смиренный и скромный. Его отец совещался с ним во многих делах с малых лет, потому что он был очень разумным и знающим».
Ибн Джубайр139 выводил от Ибн 'Аббаса, который сказал: «На земле было два верующих царя — Сулайман и Зу-л-Карнайн — и два неверных — Нимрод и Бахтнассар140».
Историки говорили: «Сулайман стал царем в возрасте тринадцати лет, и начал строительство Священного храма спустя четыре года после прихода к власти. Он умер в возрасте пятидесяти трех лет141
[17] — Аййуб142.
Ибн Исхак говорил: «Верно то, что он был из племени израильтян. В отношении его родословной нет достоверных сведений, не считая того, что отца его звали Абйад143 ».
Ибн Джарир говорил: «Он — Аййуб сын Муса, сына Рауха, сына 'Иса, сына Исхака».
Ибн 'Асакир рассказал, что матерью его была дочь Луга, а отцом был один из тех, кто уверовал в Ибрахима. И если это так, то получается, что Аййуб жил раньше Мусы.
А Ибн Джарир говорил: «Он был после Шу'айба».
Ибн Аби Хайсама говорил: «Он жил после Сулаймана. В возрасте семидесяти лет он заболел, и болезнь продолжалась семь лет. Говорили также, что тринадцать лет, а также, что три года».
Табарани передает, что Аййуб прожил девяносто три года.

[18] — Зу-л-Кифл144.
Говорили, что он — сын Аййуба. В «Дополнении» от Вахба передается, что после Аййуба Аллах послал пророком его сына Бишра ибн Аййуба, которого Он назвал Зу-л-Кифл, велев ему призывать к единобожию. Он всю жизнь прожил в Шаме (Си­рии) и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
В «Чудесах» Кирмани сказано: «Про него говорили, что он — Илйас, говорили, что он — Йуша', сын Нуна145 , а также, что он — пророк по имени Зу-л-Кифл. Говорили, что он был праведным человеком, который, если брал на себя какое-то обязательство (takaffala), то всегда исполнял его. Еще говорили, что он — Закарийа, про которого Аллах сказал: «И поручил (kaffala) ее Закарии» (3:37)146». Цитата завершена.
Ибн 'Аскар сказал: «Говорили, что он — пророк, которому Аллах поручил дело, во много раз превосходящее дела других пророков. Говорили также, что он не был пророком, и что ал-Иаса' сделал его своим преемником и поручил ему поститься днем и бодрствовать в молитве ночью. И еще говорили, что он поручил ему совершать каждый день молитву в сто ракатов. Говорили так­же, что он и был ал-Йаса' и что у него было два имени».
[19] — Йунус147.
Это — сын Матты148.
В тафсире 'Абд ар-Раззака149 сказано, что это — имя его магери150 .
Ибн Хаджар сказал: «Это свидетельство должно быть отведено на основании хадиса от Ибн 'Аббаса, приведенном в «Сахихе», где говорится, что это — имя его отца».
Он же сказал: «И это вернее».
Он также сказал: «Я не нашел в исторических преданиях ничего о его родословной. Говорили, что он жил в эпоху «удельных правителей» (mulukat-tawa`if) Персии».
Ибн Аби Хатим передавал от Абу Малика151, что Йунус провел внутри кита сорок дней, а от Джа'фара ас-Садика152 — что семь дней, от Катады153 — что три дня. А от Ша'би154 он передал, что кит проглотил его утром и выплюнул вечером.
Есть шесть вариантов произнесения имени Йунуса: Yu'nus, Yu`nas, Yu'nis, Yunus, Yunas, Yunis. Наиболее известное чтение — Yunus. Абу Хаййан155 сказал: «Талха ибн Мусарриф156 читал имя с гласным звуком «и»: Yunis и Yusif, так как хотел араби-зировать их, образовав их по модели anis и asif. Однако это неправильно». [178]
[20] — Илйас157.
Ибн Исхак в «Начале»158 говорил: «Он — сын Иасина, сына Финхаса, сына ал-'Айзара, сына Харуна, брата Мусы, сына 'Имрана159».
Ибн 'Аскар сказал: «Кутайби говорил, что Илйас — внук Иуша'а».
Вахб говорил: «Ему, как и Хидру, была дарована вечная жизнь, и он будет жить до конца времен161».
От Ибн Маc'уда передают, что Илйас — это Идрис162 и что он придет в скором времени. Илйас с начальной неваслируемой хамзой — это еврейское имя. К его концу добавлены харфы «йа» и «нун» в словах Всевышнего: «Мир Илйасину (Ilyasin)» (37:130), так же говорили и про Идриса: «Идрасин» (Idrasin). А тот, кто читает это как А1 уasm, толкует это как «семейство Мухаммада» (Al Muhammad).
[21] — Ал-Йаса'163.
Ибн Джубайр сказал: «Он — сын Ахтуба164, сына ал-'Аджуза165». Он же говорил: «Большинство читает это имя с одним «лам»: «Ал-Иаса'». А некоторые читают с двумя «лам»: «Аллийаса'». Тогда это имя иноязычно по происхождению, как, впрочем, и в первом варианте. Говорили также, что это араб  ское имя, образованное от глагола wasi'ayasa'u (быть широким).
[22] — Закарийа166 .
Он был потомком Сулаймана, сына Давуда167. Был убит после того, как убили его сына. В день, когда Аллах обрадовал его вестью о скором рождении сына, ему было девяносто два года. Еще говорили, что девяносто девять лет, а также, что сто двадцать лет168. Закарийа — иноязычное имя. Есть пять вариантов его произнесения. Самые известные — с долгим звуком (Zakariya) и с кратким (Zakariya). Именно так читают в семи чтениях Корана. Также читают: Zakariyya и Zakariya169. Также читают Zakar по модели qalam.
[23] — Иахйа   , его сын.
Он был первый, кому было дано имя Йахйа, согласно тексту Корана171. Он родился шестью месяцами раньше 'Исы. Пророком стал уже в малом возрасте. Был жестоко убит. Его убийцы — Бахтнассар со своей армией 172.
Yahya— арабское имя173. Вахиди 174    сказал: «Согласно обоим мнениям 175  , это имя не склоняется».
Кирмани сказал: «Согласно второй точке зрения, он был так
назван, потому что Аллах даровал ему жизнь по вере176. Говорили также, что он был так назван, поскольку оживил собою чрево ма­тери. Еще говорили, что имя было дано потому, что он умер муче­ником. А мученики — живы».
Еще говорили, что смысл этого имени: «он умрет» (yamut) подобно тому, как слово mafaza («степь, пустыня, открытое место») может употребляться в значении «опасное, гибельное, непроходимое место» (mahlika) или как слово satim«здоровый» может упот­ребляться в значении «укушенный, ужаленный» (ladigh)177.
[24] — 'Иса, сын Марйам, дочери 'Имрана.
Аллах сотворил его без участия отца. Беременность Марйам продолжалась один час. Еще говорили,  что три часа,  а также: шесть месяцев, восемь месяцев, девять месяцев178.Ейтогда было десять лет, другие говорили, что пятнадцать лет179. 'Иса был вознесен в возрасте тридцати трех лет. Согласно хадисам, 'Иса сни-зойдет с небес и убьет ад-Даджжала180. Затем он женится, и у него родятся дети, совершит хадж. На земле он проживет семь лет и будет похоронен рядом с Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. В «Сахихе» сказано, что он — среднего роста, краснолицый, как-будто вышел из бани. 'Иса — еврейское или сирийское имя.

Поучение
[Два имени есть только у 'Исы и Мухаммада]


Ибн Аби Хатим выводил от Ибн 'Аббаса, который сказал: «Из всех пророков только 'Иса и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обладают двумя именами 181».
[25] — Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Его называют многими именами, в т. ч., Мухаммад и Ахмад182.

Поучение
[Предсказания о пяти пророках]


Ибн Аби Хатим выводил от 'Амра ибн Мурры183, который сказал: «Имена пятерых пророков были названы до того, как они появились. Это Мухаммад: «Благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад» (61:6); Йахйа: «Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа» (19:7); 'Иса: «Подтверждающим истинность Слова Аллаха» (3:39); Исхак и Иа'куб: «И Мы ее обрадовали вестью об Исхаке, и за Исхаком — об Йа'кубе» (11:71)».
Ар-Рагиб184 сказал: «В предсказании 'Исы специально постав­лено имя Ахмад как указание на то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, будет более достохвальным, чем 'Иса и
другие пророки185.

[Имена ангелов]


В Коране употреблены следующие имена ангелов: [1-2] -Джибрил186 и Микаил187. Эти имена произносятся по-разному:

1 — как Джибрил (jibril) — с харфом джим, огласованным касрой, и отсутствием хамзы после харфа ра, огласованного касрой.

2 — как Джабрил (jabril) — с харфом джим, огласо-ванным фатхой, и без хамзы после харфа ра, огласованного касрой.

3 — как Джабра'ил (jabra`il) — с хамзой после алифа.

4 — как Джабрайил (jabrayil) — с двумя харфами йа, [180] но без хамзы.
5 — как Джабра'ил (jabra'll) — с харфами хамза и йа, но без алифа.

6 — как Джабра'илл (jabra'ill) — с удвоением лам, и эта форма используется в чтении Корана189.


Ибн Джинни говорил: «Исходно это имя Курийал (Kuriyal)190, но после арабизации и длительного использования оно превратилось в то, что ты видишь191».
Второе читается также Микайил (mikayil), без хамзы, Микил (mikil)192  и Микал (mikal).
Ибн Джарир выводил через извод 'Икримы от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Джибрил — раб Аллаха ('abdAllah), Мика'ил193— раб Аллаха ('ubaydAllah), и в каждом имени есть «'ил» (`il), что указывает на поклонение Аллаху».
Он же выводил от 'Абдаллаха ибн ал-Хариса194 , который говорил: «'Ил» (`il) значит Аллах по-еврейски».
Ибн Аби Хатим выводил от 'Абд ал-'Азиза ибн 'Умайра195, который говорил: «Среди ангелов имя Джибрила значит слуга Аллаха (khadimAllah)».
[Поучение] Абу Хайва196 читал «Мы отправили к ней Нашего духа (ruhanna)...» (19:17) с удвоением 197, а Ибн Махран198 объяснял это тем, что данное слово — имя Джибрила 199. Это мнение передавал Кирмани в своей книге «Чудеса и диковинки».
[34] Харут и Марут 200. Ибн Аби Хатим выводил от 'Али, который говорил: «Харут и Марут — два ангела из ангелов неба». Об их истории я написал отдельный том201.
[5] Ар-Ра'д (гром)202. В своде Тирмизи203 приводится хадис от Ибн 'Аббаса о том, что иудеи сказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Расскажи нам о громе (ar-ra'd)», а он ответил: «Это один из ангелов, которому поручено управлять (muwakkal) облаками».
Ибн Аби Хатим выводил от 'Икримы, который говорил: «Ар-Ра'д (гром) — ангел, возносящий хвалу».
Он же выводил от Муджахида, которого спросили о громе (ar-ra'd), и он ответил: «Это ангел, которого зовут ар-Ра'д. Разве ты не слышал, что Аллах сказал: «И гром (ar-ra'd) прославляет Его хвалой» (13:13) ».
[6] Ал-Барк (молния)205. Ибн Аби Хатим выводил от Мухаммада ибн Муслима206 , который говорил: «Дошло до нас, что ал-Барк (молния) — ангел с четырьмя лицами: лицом человека, ли цом быка, лицом орла, лицом льва207. И если сверкнет (nasa'a)208 он своим хвостом, то получается молния (al-barq)».
[7] — Ал-Малик 209. Это — хранитель геенны 210.
[8] —  Ас-Сиджилл211 .   Ибн Аби  Хатим  выводил от Абу Джа'фара ал-Бакира, который говорил: «Ас-Сиджилл это ангел, а Харут и Марут были в числе его помощников».
Он же выводил от Ибн 'Умара213, который говорил: «Ас-Сиджилл — ангел».
Он же выводил от ас-Судди, который говорил: «Ангел, кото­рому поручено надзирать (muwakkal) за свитками».
[9] — Ка'ид214. Муждахид упоминал, что это имя того, кто записывает прегрешения. Это выводил Абу Ну'айм215 в книге «Украшение».
Таковы девять ангелов.
[10] — Ибн Аби Хатим выводил через изводы возведенные (marfu`а), недоведенные (mawqufa) и оборванные (maqtu'а), что Зу-л-Карнайн216 (Двурогий) один из ангелов. И если он прав, то ангелов ровно десять.
[11] — Ар-Pyx (дух)217 . Ибн Аби Хатим выводил через извод 'Али ибн Аби Талхи от Ибн 'Аббаса, который говорил о словах Всевышнего «в тот день, когда станет дух...» (78:38): «Он величайший из ангелов по своей природе (khalq). В таком случае ангелов становится одиннадцать.
[12] — Потом я заметил, что ар-Рагиб в своей книге «Лексика Корана» по поводу слов Всевышнего «Он — тот, который низ­вел сакину в сердца верующих...» (48:4) говорили, что некоторые утверждали, что сакина (sakina) — это ангел, который успокаивает (yaskunu) сердце верующего и вселяет в него веру.
Говорили также, что сакина говорила языком 'Умара218 .

[Имена сподвижников]


Из имен сподвижников в Коране упоминаются:
[1] — Зайд ибн Хариса219.
[2] — Ас-Сиджилл220 согласно утверждениям тех, кто полагал, что имеется в виду писец Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это мнение выводили Абу Давуд и ан-Наса'и221 через извод Абу-л-Джауза' 222 от Ибн 'Аббаса.

[Имена тех кто жил прежде, кроме пророков и посланников]


В Коране, помимо пророков и посланников, из числа тех, кто жил прежде, упоминаются:
[1]- Имран223 . Это отец Марйам.
А говорили,что также и отец Мусы. Однако, ее брат Харун не является братом Мусы, как об этом сказано в хадисе, который выводил Муслим и который мы приведем в конце книги224.
[2] - Узайр225.
[3]- Тубба' 226 . Это был благочестивый человек, как выводил ал-Хаким.
Говорили,что это был пророк, как передавал Кирмани в своей книге «Чудеса и диковинки».
[4] -Лукманн227. Говорили, что он был пророк, но большинство высказывались иначе.
Ибн Аби Хатим и другие выводили через извод 'Икримы от Ибн  'Аббаса.   который говорил:   «Лукман  был  эфиопский раб, плотник».
[5]- Йусуф о котором говорится в суре 40 «Прощающий»228
[6]- Йа'куб,    который    упомянут    в    начале    суры 19 «Марйам»229, как сказано выше230.
[7]- Такийй (taqiyy)231,упомянутый в Его словах о Марйам «Я ищу защиты от тебя у Милосердного, если ты богобоязнен (taqiyy)...»(19:18)
Говорили, что это имя человека, который был примером для людей, т. е. фраза значит «если ты добродетелен, как Такийй». Это передавал Са`лаби232. Говорили также, что это имя человека, который волочился за женщинами.
Говорили также, что так звали ее двоюродного брата, в образе которого к ней пришел Джибрил. Эти два мнения передавал Кирмани в своей книге «Чудеса и диковинки».

[Имена женщин]


[181] В Коране из женщин по имени упоминается только Марйам233, основание чего было разъяснено выше в главе о намеке 234.
По-еврейски Марйам значит «служанка»235.
Говорили, что это слово обозначает женщину, которая флиртует с юношами. Оба эти мнения передавал Кирмани.
Говорили также, что слово «ba'l» в Его словах «Разве вы призываете Ба'ала (ba'l)...» (37:125), является именем женщины, которой поклонялись. Это передавал Ибн 'Аскар236.

[Имена неверных]


В Коране из имен неверных упоминаются:
[1] — Карун237 , сын Иисхара, сына дяди Мусы238. Это выво­дил Ибн Аби Хатим от Ибн 'Аббаса.
[2] — Джалут239
[3] — Хаман240
[4] — Бушра, к которому обратился ходок, упомянутый в суре 12 «Иусуф», сказав: «О, Бушра!» (12:19) Так утверждал Судди, а это выводил Ибн Аби Хатим241.
[5] — Азар, отец Ибрахима242. Говорили, что его имя — Тарах, а Азар — прозвище.
Ибн Аби Хатим выводил через извод Даххака от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Отца Ибрахима звали не Азар, его имя было Тарах».
Он также выводил через извод 'Икримы от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Азар — это имя идола».
Он же выводил от Судди, который говорил: «Имя его отца — Тарах, а имя идола — Азар».
Он же выводил от Муджахида, который говорил: «Азар не отец Ибрахима».
[6] — ан-Наси'243 . Ибн Аби Хатим выводил от Абу Ва'ила244, который говорил: «Был человек по имени ан-Наси' из бану кинана, который мухаррам делал как сафар, разрешая брать трофеи» 245 .

[Имена джиннов]


В Коране из джиннов по имени упомянут их отец Иблис, имя которого сначала было 'Азазил246.
Ибн Аби Хатим и другие выводили через извод Са'ида ибн Джубайра от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Имя Иблиса было 'Азазил».
Ибн Джарир выводил от Судди, который говорил: «Имя Иблиса было ал-Харис».
Некто говорил: «Это имя и значит 'Азазил».
Ибн Джарир и другие выводили через извод Даххака от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Его назвали Иблисом (iblis) потому, что Аллах лишил (ablasa) его всякого блага и даже надежды на него».
Ибн 'Аскар сказал: «Говорили, что его имя Китра247. Это пе­редавал ал-Хаттаби 248. Кунйа его — Абу Курдус249. Говорили еще — Абу Китра. Также говорили — Абу Мурра250 . Еще гово­рили — Абу Лубайна251». Это передавал Сухайли в своей книге «Заповедный сад»252 .

[Названия племен]


В    Коране   из   названий   племен   упоминаются:    йа'джудж,
ма джудж 253 ,  `ад, самуд, мадиан254 , курайш255, ромеи (ar-rum)256 .

[Названия народов]


В Коране также упоминаются в форме генитивного сочетания следующие народы — народ Нуха257 , народ Лута258, народ тубба'259, народ Ибрахима260, обитатели ал-Айки (ashabal-ayka)261. Некоторые говорили, что это мадйаниты, обитатели ар-Расса (ashabar-rass)262, которые являлись, по словам Ибн 'Аббаса, остатками племени самуд. А 'Икрима говорил: «Это люди «Иа син»»263.
Катада же говорил: «Это народ Шу'айба».
Еще говорили, что это владетели рва264. Это мнение предпочитал Ибн Джарир.

[Имена идолов]


[15] — В Коране есть имена идолов, которые были сначала именами людей. Это — Вадд, Сува', Иагус, Иа'ук, Наср 265 — идолы народа Нуха266 .
[6—8] — Ал-Лат267,   ал-'Узза268,  Манат269 —  идолы курайшитов.
[9] — Также ар-Руджз (ar-rujz), для тех, кто читал его с огласовкой «дамма» у харфа «ра»270 . Ал-Ахфаш271 в книге «Ал-Вахид ва-л-джам'» упоминал, что это имя идола.
[10—11] Ал-Джибт272 и ат-Тагут273.
Ибн Джарир говорил: «Некоторые полагали, что это — два идола, которым поклонялись многобожники».
А затем он выводил от 'Икримы, который говорил: «Ал-Джибт и ат-Тагут — два идола».
[12] — Ар-Рашад, о котором говорится в суре «Прощающий» (№ 40) — «Я веду вас только по пути ар-Рашада»274.
Говорили, что это имя одного из идолов Фараона. Это переда­вал Кирмани в своей книге «Чудеса и диковинки».
[13] — Ба'ал — это идол народа Илйаса275.
[14] Азар — в том случае, если считают, что это имя идола276.

[Другие мнения об уже упоминавшихся идолах]


Бухари передавал от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Вадд, Сува', Иагус, Иа'ук, Наср — имена праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, Шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли в местах их собраний изваяния и назвали именами этих людей. Они так и сделали, но не поклонялись изваяниям до тех пор, пока не умерли сделавшие их люди, и не стерлось об этом знание. Вот тогда и стали поклоняться».
Ибн Аби Хатим выводил от 'Урвы277 , что это дети Адама из его чресел.
Бухари выводил от Ибн Аббаса, который говорил: «Был человек по имени ал-Латт, который готовил (yalittu) ячменную кашу (sawiq) для паломников»278. Ибн Джинни пересказывал от него же, что Ибн Аббас читал «ал-Латт» (al-latt), удваивая харф «та» и давал это же объяснение. Это же Ибн Аби Хатим выводил от Муджахида. [182]

[Названия стран, местностей, областей и гор]


В Коране упомянуты следующие названия стран, местностей, областей и гор:
[1] Бакка (3:96) — название Мекки.
[Первое мнение] Говорили, что харф «ба» в этом имени есть замена (badal) харфа «мим». Имя же это (makka) образовано от выражения «я высосал (tamakkaktu) кость», т. е. «извлек мозг, который в ней был», или от выражения «отнятый от груди верб люжонок высосал (tamakkaka) все, что было в вымени верблюдицы» и смысл этого названия в том, что Мекка притягивает к себе пропитание (aqwat)279из всех стран.
Также говорили, что это название дано потому, что она уничтожает (букв, высасывает (tamukku)) грехи, т. е. устраняет их.
Еще говорили, что оно дано потому, что в ней мало воды280.
Еще говорили, что это потому, что город находится в долине, которая «вытягивает» (tumakkiku) воду с гор во время дождя и привлекает к нему ручьи.
[Второе мнение] Другое мнение, что харф «ба» — первичен (asl). Тогда оно образовано от слова al-bakk (сгибание), потому что она сгибает (tabukku) шеи великанам, т. е. она склоняет их, а они пред ней смиряются и подчиняются ей.
Еще говорили, что это слово образовано от слова at-tabakk (давка, теснота), из-за тесноты, которая там возникает во время обхода Ка'бы.
[Третье мнение] Еще говорили, Мекка обозначает заповедную территорию (haram), а Бакка — собственно мечеть (masjid).
Еще мнение, Мекка обозначает город (balad), а Бакка — Дом (bayt) и место, где совершается обход281.
Другие же говорили, только Дом.
[2] — В суре «Сонмы» (№ 33), где говорится о лицемерах, Медина282названа Иасриб283, ибо так она называлась во времена джахилийи.
Говорили, что это имя дано ей по названию земли, на которой она находилась.
Еще говорили, что она названа по имени Йасриба ибн Ва'ила284 из бану Ирам ибн Сам ибн Нух, потому что он первый там поселился.
Верно мнение, что называть Медину Иасрибом не дозволено, т. к. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ненавидел это мерзкое имя, ибо оно намекает на tharb, т. е. порочность, и tathrib, т. е. поношение.
[3] Бадр285 — деревня недалеко от Медины.
Ибн Джарир выводил от Ша'би, который говорил: «Бадр принадлежал человеку из рода Джухайна, которого звали Бадр, поэтому и место стало так называться».
Ал-Вакиди286 говорил: «Я упомянул об этом при Абдаллахе ибн Джа'фаре287 и Мухаммаде ибн Салихе 288, но они не согласились с этим и сказали: А из-за чего получили свои имена ас-Сафра'289 и Рабиг290? Да ни из-за чего! Это просто название места».
Он же выводил от ад-Даххака, который говорил: «Бадр находится между Меккой и Мединой».
[4] Ухуд291— это имя встречается только в аномальном (shadhdh) чтении — «Вот вы поднимались и не поворачивались к Ухуду»292.
[5] Хунайн 293— селение недалеко от Таифа.
[6] Джам' 294— это Муздалифа 295.
[7] ал-Маш'ар ал-Харам 296— это гора в долине Муздалифа297 .
[8] Нак298. Говорили, что это название местности между 'Арафатом и Муздалифа. Это передавал Кирмани 299.
[9] Египет300.
[10] — Вавилон 301— город на территории Ирака.
[11] — Ал-Айка 302, а также Лайка, где харф «лам» имеет ог­ласовку «фатха»303. Это название страны, где жил народ Шу'айба: второе — название города, а первое — название области.
[12] — Ал-Хиджр304— жилища самудян в сторону Сирии, около Вади ал-Кура305 .
[13] — Ал-Ахкаф 306— это песчаные горы между Оманом и Хадрамаутом. Ибн Аби Хатим выводил от Ибн 'Аббаса, что это гора в Сирии.
[14] — Гора Синай 307— это гора, с которой был призван Муса.
[15] Ал-Джуди 308 — это гора в ал-Джазире 309 
[16] — Тува 310— название вади, как выводил Ибн Аби Хатим от Ибн 'Аббаса.
Он же выводил в другом изводе от него же, что имя Тува было дано этой долине, потому что Муса пересек (tawa) ее ночью311 .
Он же выводил от ал-Хасана 312, который говорил: «Это вади в Палестине. Говорили, что его назвали Тува, потому что оно было освящено дважды»313 .
Он же выводил от Бишра ибн 'Убайда 314 , который говорил: «Это вади в Айле 315, которое дважды получило (tuwiya) благословение».
[17] — Ал-Кахф316 — это дом, высеченный в горе.
[18] —   Ар-Раким 317 .   Ибн  Аби   Хатим   выводил   от   Ибн 'Аббаса, который говорил: «Ка'б полагал, что ар-Раким —это се-ление, из которого вышли отроки, спрятавшиеся в пещере».
Он же выводил от 'Атиййи 318 , который говорил: «Ар-Раким — вади».
Он же выводил от Са'ида ибн Джубайра подобное этому. Он же выводил через извод 'Ауфи от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Ар-Раким — вади между 'Акабаном и Айлой за пределами Палестины».
Он же выводил от Катады, который говорил: «Ар-Раким — название вади, в котором находится ал-Кахф».
Он же выводил от Анаса ибн  Малика,  который  говорил: «Ар-Раким — имя собаки».
[19] — Ал-'Арим319. Ибн Аби Хатим выводил от 'Ата', который говорил: «Ал-'Арим — название вади»320.
[20] — Хард 321. Судди говорил: «Дошло до нас, что селение называлось Хард». Это выводил Ибн Аби Хатим.
[21] — Ас-Сарим 322. Ибн Джарир выводил от Са'ида ибн Джубайра, что это земля в Йемене, которая так называется323 .
[22] Каф  324 — это гора, окружающая землю.
[23] Ал-Джуруз 325— это название земли.
[24] —  Ат-Тагийа 326.Говорили:   «Название  местности,  в

которой были уничтожены самудяне»327
Мнение об этих двух именах передавал Кирмани. [183]

[Названия мест будущей жизни]


В Коране из названий мест, относящихся к будущей жизни, упомянуты:
[1] Ал-Фирдаус 328— это самое высокое место в раю.
[2] 'Иллийун 329<. Говорили, что это самое высокое место в раю.
Говорили также, что это название того, куда записываются дела праведных людей и джиннов 330.
[3] Каусар 331— река в раю, как сказано в достоверных
хадисах.
[4] Салсабил 332    и Тасним  333 — источники в раю.
[5] Сиджджин 334— название места для душ неверных.
[6] Са'уд 335— гора в геенне. Это выводил Тирмизи из возведенного хадиса со слов Абу Са'ида 336.
[7-13] - Гайй 337, Асам 338, Маубик 339,ас-Са`ир340,Вайл341, Са`ил342,Сухк343 долины в геенне.
Ибн Аби Хатим выводил от Анаса ибн Малика, что слово «Маубик» в Его словах «И Мы устроили между ними Маубик...» (18:52) значит: «Долина из гноя в геенне».
Он же выводил от 'Икримы, что слово «Маубик» значит: «Река в аду».
Ал-Хаким выводил в «Дополнении» от Ибн Мас'уда, что слово «Гайй» в Его словах «И встретят они Гайй...» (19:59) значит: «Долина в геенне».
Тирмизи и другие выводили из хадиса со слов Абу Са'ида ал-Худри, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  говорил:   «Вайл —  долина в геенне, в которую проваливается неверный и летит сорок осеней 344, пока не достигнет дна».
Ибн ал-Мунзир выводил от Ибн Мас'уда, который говорил: «Вайл — долина из гноя в геенне».
Ибн Аби Хатим выводил от Ка'ба, который говорил: «В аду четыре долины, в которых Аллах истязает их обитателей: Гализ345, Маубик, Асам и Гайй».
Он же выводил от Са'ида ибн Джубайра, который говорил: «Ас-Са'ир — долина из гноя в геенне, а Сухк — долина в геенне».
Он также выводил от Абу Зайда346, что в Его словах «Спросил Са'ил» (70:1) слово «Са'ил» означает одну из долин геенны, которая так и называется — Са'ил.
[14] — Ал-Фалак347— колодец в геенне, как следует из возведенного хадиса, который выводил Ибн Джарир.
[15] — Иахмум 348— черный дым. Это выводил ал-Хаким от Ибн 'Аббаса.

[Определения, образованные от названий мест]


В Коране из определений (mansub), образованных от названий мест, упомянуты:
[1] Ал-Уммийй 349. Говорили, что это нисба (определение) от Умм ал-Кура 350.
[2] 'Абкарийй 351. Говорили, что это определение от слова 'Abqar, страны джиннов, и что этим словом определяется все диковинное.
[3] Ас-Самирийй 352. Говорили, что это определение от земли, которую называют Самирун (samirun).
Еще говорили, что ее название Самира353 .
[4] Ал-'Арабийй 354. Говорили, что это определение от слова 'araba, которое обозначает земли потомков Исма'ила — мир ему!, и об этом сказано в стихах (тавил):
'Араба — это земля, заповедные просторы которой населяет из людей, находящихся в родстве, только не привыкший теряться.
Имеется же в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

[Названия небесных тел]


В Коране из названий небесных тел упомянуты:
[1] Солнце 355,
[2] - Луна356,
[3] утренняя звезда (tariq)357,
[4] — Сириус (ash-shi`rd)348

[Поучение. Названия летающих существ 359]


Некий ученый говорил: «В Коране Аллах упомянул по имени десять видов летающих существ: перепела360, комары361, мухи362 ,пчелы 363 , паук364 , саранча365 , удод366, ворон367 , стаи (птиц) 368, муравьи 369. Они относятся к птицам, потому что о Сулаймане сказано «...научены мы языку птиц...» (27:16), а он понимал слова самки муравья».
Ибн Аби Хатим выводил от Ша'би, который говорил: «У самки муравья, слова которой понял Сулайман, было два крыла».

Раздел
[О кунйах и титулах в Коране]
[Кунйи]


В Коране есть только кунйа Абу Лахаб 370, а имя его — 'Абд ал-'Узза. Поэтому он не назван по имени, так как это запрещено согласно закону 371.
А говорили, что он назван так, чтобы показать, что его место в геенне 372.

[Титулы (прозвища) — alqab]


Из титулов (прозвищ) в Коране упоминаются:
[1] Исра'ил 373 — прозвище Иа'куба, оно значит «раб Аллаха».
А говорили, избранный Аллахом (safwatallah).
Еще говорили, тайно избранный (sariyy)374 Аллахом, потому что он шел ночью (asra), когда ушел из родных мест (букв, совершил хиджру — hajara)375 .
Ибн Джарир выводил через извод 'Умайра376 от Ибн 'Аббаса, что «Исра'ил значит то же, что и наше имя 'Абдаллах (раб Аллаха)».
'Абд ибн Хамид в своем комментарии выводил от Абу Маджлиза377, который говорил: «Иа'куб был сильным человеком. Он встретил ангела и бился с ним, ангел его поборол и ударил по [184] бедрам, а когда Иа'куб увидел, что произошло, бросил его на землю и сказал: «Я не отпущу тебя, пока не дашь мне имя». И тот назвал его Исра'ил 378».
Сказал Абу Маджлиз: «Разве ты не видишь, что это одно из имен ангелов?» Это имя произносится по-разному, самый извест­ный вариант — с харфом «йа» после хамзы и харфом «лам» на конце. Также его читают без хамзы — Исраил (israyil).
Некий ученый говорил: «Обращение в Коране к иудеям только «О, сыны Исра'ила» (напр., 2:40), но никогда «О, сыны Иа'куба». И этому есть объяснение — к ним обращаются с при­зывом поклоняться Аллаху379 и упоминают религию их предков как наставление им и предупреждение, чтобы они не совершили оплошности. И поэтому они названы по имени, в котором есть поми­нание Всевышнего Аллаха».
Ведь как показывает толкование имени Исра'ил, в него включено упоминание Аллаха. Когда же Всевышний упоминает о Своем даре Ибрахиму и возвещает ему о нем, Он говорит: «Йа'куб». И оно было раньше, чем имя Исра'ил, поскольку дар должен был иметь продол­жение (ta'qib), а этому соответствует упоминание имени, которое указывает на продолжение и преемственность (ta`qib)380 .
[2] — Ал-Масих381 — прозвище 'Исы.  Говорили, что оно значит друг (sadiq).
Еще говорил, что это тот, стопа которого полностью касается земли 382
Другие говорили, что это тот, которому стоит коснуться (yamsah) увечного, как тот выздоравливает.
Говорили еще, что это значит «красивый» (jamil).
Говорили также, что это тот, который касался (masaha) земли, т. е. исходил ее.
Говорили и другие вещи.
[3] — Илйас 383. Говорили, что это прозвище Идриса.
Ибн Аби Хатим выводил через извод Хасана от Ибн Мас`уда, который говорил: «Илйас — это Идрис, а Исра'ил — это Йа'куб». Ибн Мас'уд читал: «И поистине, Идрас (idras) был посланником» (37:123), и далее — «Мир Идрасину (idrasin)(37:130)384.
Те же айаты Убайй читал: «И поистине, Илйас был посланником» (37:123), «Мир Илйасу!» (37:130)385.
[4] — Зу-л-Кифл 386. Говорили, что это прозвище Илйаса. Другое мнение, что это прозвище ал-Иаса'.
Еще мнение, что это прозвище Иуша'. Также говорили, что это прозвище Закарии.
[5] — Нух 387. Его имя — 'Абд ал-Гаффар, а прозвище его — Нух, данное ему за то, что он повинуясь Господу, много оплакивал (nawh) себя от страха пред Ним. Это выводил Ибн Аби Хатим от Йазида ар-Раккаши388.
[6] — Зу-л-Карнайн389 . Его имя Искандар. Другое мнение, что его имя — 'Абдаллах ибн ад-Даххак ибн Са'д. Еще мнение, что — ал-Мунзир ибн Ма' ас-Сама'. Также говорили, что его звали ас-Са'б ибн Карин ибн ал-Хаммал. Последние два мнения передавал Ибн 'Аскар.
Он был прозван Зу-л-Карнайн (Двурогий), потому что он достиг двух краев (букв. рогов — qarnan) земли — востока и запада.
Другое мнение, что он был прозван так потому, что был царем персов и ромеев.
Еще говорили, что у него на голове было два рога, т. е. два хохолка.
Также говорили, что у него было два рога из золота.
Говорили еще, что бока его головы были из меди 390.
Также говорили, что у него на голове были два маленьких рога, которые прикрывала чалма.
Другое мнение, что его ударили по одному рогу, и он умер, потом Аллах воскресил его, а его ударили по другому рогу.
Еще мнение, что он давал милостыню обеими руками.
Говорили также, что за время его жизни сменилось два поколения, а он жил.
Еще говорили, что он был прозван так на том основании, что ему было дано знание явного и скрытого.
Также говорили, что он прошел и свет, и тьму.
[7] — Фараон (fir'awrn)391. Его имя — ал-Валид ибн Мус'аб, его кунйа — Абу-л-`Аббас.
Другое мнение, что его кунйа — Абу-л-Валид.
Еще говорили, что его кунйа — Абу Мурра.
Говорили также, что Фараон — титул всех царей Египта.
Ибн Аби Хатим выводил от Муждахида, который говорил: «Фир'аун был персом из жителей Истахра 392».
[8] — Тубба'. Говорили, что его имя Ас'ад ибн Малки Кариб, а звали его тубба' (tubba') из-за множества тех, кто за ним последовал (tabi'a). Другое мнение, что это титул царей Йемена, каждый из кото­рых звался тубба', т. е. следовал (yatba'u) за предшественником, подобно тому, как один халиф (khalifa) сменяет предыдущего (yakhlafu).


Hosted by uCoz