Совершенство в Коранических науках

 

 

 

 

При исользование материала ссылка на сайт обязательна

Глава 70


О словах неуточненного значения (mubhamat).[т. 2, с. 184—192]

[184] Специальное сочинение на эту тему написал Сухайли, после него Ибн 'Асакир, затем кади Бадр ад-Дин ибн Джама'а. У меня тоже есть небольшое сочинение об этом предмете, в котором сведены вместе полезные сведения из всех вышеупомянутых книг и сделаны еще другие дополнения, хотя книга эта и очень невелика по объему.
Многие из древних уделяли большое внимание этой теме. 'Икрима говорил: «Я искал того, «кто вышел из своего дома, выселяясь к Аллаху и Его посланнику, потом его постигла смерть» (4:100), четырнадцать лет»1. [185]

[Причины неуточненного упоминания (ibham) в Коране]


Неуточненное упоминание в Коране может быть обусловлено следующими причинами:
Первая — смысл полностью выражен в другом месте, например, слова «...по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал...» (1:7) разъясняются в Его словах «...вместе с теми, которых Ты облагодетельствовал из пророков, праведников, исповедников, благочестивых...» (4:69)2.
Вторая — смысл ясен благодаря известности, например, «И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю...» (2:35), Он не сказал «Хавва'», потому что другой жены у него не было.
Другой пример «Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его?» (2:258), подразумевается Нумруз3 , это известно в силу того, что Ибрахим послан к нему.
Говорили, что Аллах упомянул в Коране Фир'ауна по имени и не упомянул Нумруза, потому что Фир'аун был умнее его, как это можно понять из его ответов Мусе. Нумруз же был глупец и по­этому он сказал: «Я оживляю и умерщвляю...» (2:258). А потом он сделал то, что сделал, убив одного человека и простив другого, а это предел глупости.
Третья — преследуется цель скрыть имя упомянутого человека с тем, чтобы он вызывал большую симпатию, например, «Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя в ближайшей жизни...» (2:204) и далее до конца айата. Имеется же в виду ал-Ахнас ибн Шурайк4 , который после принял ислам и был хорошим мусульманином.
Четвертая — когда нет большого смысла в том, чтобы уточнять, о ком это сказано, например, «Или как тот, кто проходил мимо селения...» (2:259), «И спроси у них о селении...» (7:163).
Пятая — когда неуточненность есть указание на то, что высказывание имеет общий, а не частный, смысл, который бы оно имело, если было бы указано, о ком идет речь, например, «А кто выходит из своего дома, выселяясь...» (4:100).
Шестая — возвеличивание через упоминание достоинств, но без упоминания имени, например, «И пусть не престают обладающие щедростью...» (24:22), «А тот, кто пришел с истиной и признал ее...» (39:33), «...вот говорит он своему спутнику...» (9:40). Во всех этих айатах имеется в виду ас-Сиддик 5 .
Седьмая — унижение через описание недостатков, например, «Ведь ненавистник твой — он куцый» (108:3).

Примечание
[Все ли неуточненные слова следует уточнять?]


Заркаши в «Доказательстве» сказал: «Не пытаются уточнять слово неуточненного значения, о котором Аллах сообщил, что знает его только Он, как, например, в словах "...и других помимо них; вы их не знаете, Аллах знает их"» (8:60).
Далее Заркаши говорит: «Можно только дивиться тому, кто осмеливается и говорит: «Это — бану курайза 6 » или «Они из джиннов»7 . Я же говорю: «Ничто в айате не указывает на то, что род их нельзя узнать. Отрицается только знание о том, о ком именно из них идет речь, но не то, что они были из бану курайза или из джиннов».
Подобны этому Его слова о лицемерах «А среди бедуинов, что вокруг вас, и жителей Медины есть лицемеры; они — упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь, Мы их знаем» (9:101). Здесь также отрицается знание, кто именно из них имеется в виду.
Кроме того, утверждения о том, что они — из бану курайза, Ибн Аби Хатим выводил от Муджахида, а утверждение о том, что они из джиннов, Ибн Аби Хатим выводил от Абдаллаха ибн Гариба8 от своего отца, как возведнный хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И никакой особой дерзости в этом нет».

Раздел
[Перечисление айатов неуточненного значения]


Знай, что наука о словах неуточненного значения основывается только на предании. Никакие собственные рассуждения на этот счет не допускаются. В специальных книгах на эту тему и разных комментариях упоминаются имена тех, кто имеется в виду под словами неуточненного значения и приводятся разные мнения на этот счет, без указания, на что именно опирается автор и на какое предание ссылается.
Поэтому я и сочинил ту книгу, которую сочинил, возведя в ней каждое суждение к тому, кто из сподвижников, последователей или иных авторитетов его высказал, с указанием авторов книг, которые выводили эти предания с иснадами, разъясняя, какой иснад верный, а какой слабый. Получилась содержательная книга, подобной которой еще не было. Я расположил материал по порядку сур Корана.
Здесь же я изложу вопрос о словах неуточненного значения как можно короче, как правило, выпуская возведение преданий к их источнику и выведение их из него, чтобы быть лаконичным и имея возможность сослаться на вышеупомянутую книгу. Изложение я разделил на две части.

[1. Слова неуточненного значения, когда известны по имени все, кто имеется в виду]


Первая часть: слова неуточненного значения, когда имеется в виду мужчина, или женщина, или ангел, или джинн, или двое, или больше, но когда имена всех известны, а также слова man «кто» или al-lazi «который», если под ними не подразумевается общий смысл ('итйт).
Таковы слова Всевышнего:
«Я установлю на земле наместника.» (2:30) — это Адам и его жена Хавва', которая названа так потому, что она сотворена из живого (hayy).
«И вот вы убили душу...» (2:72) — имя убитого 'Амил. «И воздвигни среди них посланника из них...» (2:129) — это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
«И завещал это Ибрахим своим сынам...» (2:132) — это Исма'ил, Исхак, Мидйан9 , Зимран, Сарх, Нафш, Нафшан, Амим, Кайсан, Сурах, Лутан, Нафиш10 .
«...и коленам» (2:136) — у Иа'куба было двенадцать сыновей11: [186] Йусуф, Раубил12, Шим'ун13 Лави14, Йахуза15, Дан16, Нафтали или с удвоенным харфом «фа»18 , Джад19 , Ашир20 , Иашаджджар 21 , Райалун 22  , Бинйамин 23.
«Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя...» (2:204) — это ал-Ахнас ибн Шурайк.
«А среди людей есть и такой, который покупает свою душу...» (2:207), это Сухайб 24.
«...они сказали пророку из них» (2:246) — это Шамувил25 . Другое мнение, что это Шим'ун 26 . Еще мнение, что Йуша' 27   .
«Из них были такие, с которыми говорил Аллах...» (2:253). Муджахид говорил, что это Муса.
«...вознес некоторых из них степенями...» (2:253), он же сказал: «Мухаммад».
«...который препирался с Ибрахимом о Господе его...» (2:258) — Нумруз ибн Кан'ан.
«Или как тот, который проходил мимо селения...» (2:259) — 'Узайр28 . Другое мнение, Ирмийа' 29. Еще мнение, Хизкил 30.
«...жена 'Имрана...» (3:35) — Хана бинт Факуз.
«...жена   моя   бесплодна...»(3:40) —   это   Ашйа' 31 бинт Факуз 32.
«...взывающего,   который  звал  к  вере...» (3:193) —  это Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
«...ат-Тагут...» (2:257). Ибн 'Аббас говорил: «Это Ка'б ибн ал-Ашраф33 .» Это выводил Ахмад34.
«Среди вас есть такой, который обязательно отстает...» (4:72), это 'Абдаллах ибн Убайй35 .
«...и не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты не верующий»...» (4:94) — это 'Амир, а некоторые говорили, что его имя Мирдас ибн ал-Адбат ал-Ашджа'и. Эти слова произносит группа мусульман, среди которых были Абу Катада и Мухаллим ибн Джассама36 .
Еще мнение, что тот, кто произносит слова, это Мухаллим. Говорили также, что того, кто говорит, тоже убили. Говорили, что его убил ал-Микдад ибн ал-Асвад37 . А еще говорили, что его убил Усама ибн Зайд38. «А кто выходит из своего дома, выселяясь к Аллаху и Его посланнику,   потом   его   постигнет   смерть...»(4:100) —   это Дамра ибн Джундуб.
Говорили, что его имя Ибн ал-'Айс, человек из племени хуза'а. Также говорили, что его звали Абу Дамра ибн ал-'Айс, и го­ворили, что его имя — Сабара39.
Другое мнение, что этот человек — Халид ибн Хизам40 , и это мнение очень странное.
«...и воздвигли Мы из них двенадцать предводителей...» (5:12) — это Шамму' ибн Закур из колена Раубила 41 , Шаукат ибн Хури из колена Шим'уна 42 , Калиб ибн Иуканна из колена Иахузы 43 , Ба'урак ибн Йусуф из колена Йашаджджара , Йуша' ибн Нун из колена Ифрасима ибн Йусуфа , Балти ибн Руфу из колена Бинйамина , Карабил ибн Суди из колена Забалуна47 , Кадди ибн Шас из колена Манашаи ибн Иусуфа48, 'Аммаиил ибн Касл из колена Дана49 , Сатур ибн Миха'ил из колена Ашира50 , Иуханна ибн Вакуси из колена Нафтали 51, Илл ибн Муха из колена Каза52 . «Сказали два человека...» (5:23) — это Йуша' и Калиб53. «И прочитай о двух сыновьях Адама ...» (5:27) — это Кабил и Хабил 54  , который был убит.
«...которому Мы дали Наши знамения, а он ускользнул от них...» (7:175) — это Бил'ам.
Другое мнение, Бил'ам ибн Абир 55 . Еще мнение, ибн Ба'ар. Еще говорят, ибн Ба'ур56.
Говорили, что это Умаййа ибн Аби ас-Салт 57  . Говорили, Сайфи ибн ар-Рахиб58. Говорили, фараон, и это мнение — самое странное. «...я сосед ваш...»(8:48). Имеется в виду Сурака ибн Джу'шам 59 .
«...то сражайтесь с имамами неверия...» (9:12). Катада сказал: «Это Абу Суфйан, Абу Джахл 60 , Умаййа ибн Халаф 61 , Сухайл ибн 'Амр 62   и 'Утба ибн Раби'а 63  ».
«...вот он говорит своему спутнику...» (9:40) — это Абу Бакр ас-Сиддик.
«А среди вас есть прислушивающиеся к ним...» (9:47). Муджахид говорил: «Это 'Абдаллах ибн Убайй ибн Салул, Рифа'а ибн ат-Табут 64  и Аус ибн Кайзи  65 ».
«Среди них есть и такой, который говорит: «Дозволь мне...»...» (9:49) — это ал-Джадд ибн Кайс 66.
«Среди них есть и такие, что клевещут на тебя из-за милостыни...» (9:58) — это Зу-л-Хувайсира67 .
«Если мы простим одной партии из вас...» (9:66) — это Махши ибн Хумаййир   .
«А среди них есть и такие, что заключили завет с Аллахом...» (9:75) — это Са'лаба ибн Хатиб69 .
«Есть и другие, что сознались в своих грехах...» (9:102). Ибн 'Аббас говорил: «Их семеро — Абу Лубаба 70 и его сподвижники».
Катада говорил: «Семь человек из ансаров 71 : Абу Лубаба, Джадд ибн Кайс, Хизам 72 , Аус, Кардам 73 и Мирдас 74  ».
«Есть и другие, которым отсрочено...» (9:106) — это Хилал ибн Умаййа, Мурара ибн ар-Раби' и Ка'б ибн Малик 75, эти трое оставлены.
«А о тех, которые устроили мечеть из соперничества...» (9:107). Ибн Исхак говорил: «Двенадцать человек из ансаров: Хизам ибн Халид, Са'лаба ибн Хатиб, он из [187] сыновей Умаййи ибн Зайда 76 , Му'аттиб ибн Кушайр, Абу Хабиба ибн ал-Аз'ар, 'Аббад ибн Хунайф, Джарийа ибн 'Амир, его сыновья Муджамми' 77 и Зайд, Набтал (?) ибн ал-Харис, Бахзадж 78 , Биджад ибн 'Усман 79  и Вади'а ибн Сабит 8 .
«...тем, кто раньше воевал с Аллахом и Его посланником...» (9:107) — это Абу 'Амир ар-Рахиб 81 .
«Кто имеет ясное знамение от своего Господа...» (11:17) — это Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
«...и следует за ним свидетель от Него...» (11:17), это Джибрил.
Другое мнение, что это Коран.
Еще мнение, что это Абу Бакр.
Говорили также, что это 'Али82 .
«И позвал Нух своего сына...» (11:42) — его имя —Кан`ан83  .
Другое мнение — Йам 84 .
«А жена его стояла...» (11:71) — ее имя Сара.
Дочери Лута85— Раиса и Рагута 86  .
«Конечно, Иусуф и брат его...» (12:8) — это Бинйамин, его родной брат.
«Сказал один из них...» (12:10) — это Раубил.
Другое мнение, что это Иахуза.
Еще мнение, что это Шим'ун.
«...и послали своего ходока...»(12:19) — это Малик ибн Ди`р  87 .
«И сказал тот, который купил его...» (12:21) — это Катифир или Атифир 88.
«...своей жене...» (12:21) — это Ра'ил.
Другое мнение, Зулайха 89 .
«И вошли вместе с ним в темницу два юноши...» (12:36)90 — Махлит91    и Банну' 92, он виночерпий.
Другое мнение, Рашан и Мартиш.
Еще мнение, Бусурхум и Сурхум 93 .
«...о котором думал, что он спасется...» (12:42) — это виночерпий.
«...у твоего господина...»  (12:42) — это царь Раййан ибн ал-Валид 94 .
«...брата вашего...» (12:59) — это Бинйамин, который неоднократно упоминается в суре «Иусуф».
«...то украл уже его брат...» (12:77). Они имели в виду Йусуфа.
«Сказал их старший...» (12:80) — это Шим'ун.
Другое мнение, Раубил.
«...он принял к себе своих родителей...» (12:99) — это его отец и его тетка со стороны матери Лийа.
Другое мнение, что его мать, имя которой Рахил95 .
«...у кого знание книги!» (13:43) — это 'Абдаллах ибн Салам.
Другое мнение, Джибрил.
«...я поселил из моего потомства...» (14:37) — это Исма'ил.
«...и моим родителям...» (14:41) — имя его отца Тарах. Другое мнение, Азар. Еще мнение, Иазир.
Имя его матери Сани96. Другое мнение, Нуфа. Еще мнение, Луйуса 97 .
«Ведь Мы, поистине, избавили тебя от насмешников» (15:95). Са'ид ибн Джубайр говорил: «Их пятеро: ал-Валид ибн ал-Мугира98 , ал-'Аси ибн Ва'ил 99, Абу Зам'а, ал-Харис ибн Кайс и ал-Асвад ибн 'Абд Иагус 100».
«...двух людей: один немой...» (16:76) — это Усайд ибн Аби ал-'Айс 101  .
«...тот, который побуждает к справедливости...» (16:76) — это 'Усман ибн Аффан 102 .
«...как та, которая расстроила свою пряжу...» (16:92) — это Райта бинт Са'ид ибн Зайд Манат ибн Тайм 103.
«Ведь его учит только человек...» (16:103)104. Люди имели в виду раба Ибн ал-Хадрами 105 , которого звали Микйас. Другое мнение, что имелись в виду два раба, принадлежавшие ему, Йасар и Джабар. Еще мнение, что они имели в виду кузнеца из Мекки, которого звали Бил'ам.
Говорили также, что речь шла о Салмане ал-Фариси106.
«...обитатели пещеры...» (18:9) — это Тамлиха, их глава, который сказал: «...то скройтесь в пещеру...» (18:16) и «Господь ваш лучше знает, сколько вы пробыли...» (18:19), а также Таксалмина, который сказал: «Сколько вы пробыли?» (18:19), Мартуш, Йарафиш 107, Айунус, Ауйстанус 108, Шалаттийус109.
«...пошлите одного из вас с этими вашими деньгами...» (18:19) — это Тамлиха110 .
«...тем, сердце которых Мы сделали небрегущим...» (18:28) — это 'Аййина ибн Хисн 111.
«Приведи им притчей двух человек...» (18:32) 112 — это Тамлиха, который хороший, и Фатрус. Они оба упоминаются в суре «Стоящие в ряд» (№ 7)113.
«И   вот   сказал   Муса   своему   юноше...»(18:60) —   это Йуша' ибн Нун. Другое мнение, его брат Иасраби114  .
«И нашли они раба...» (18:65) — это ал-Хидр, его имя Балйа.
«...встретили мальчика...» (18:74) — его имя Джайсун 115 с харфом «джим». Еще мнение, с харфом «ха» 116  .
«...за ними был царь...» (18:79) — это Худад ибн Будад.
«Что касается мальчика, то родители его...» (18:80) — имя его отца — Казира, его матери — Сахва.
«...двум мальчикам-сиротам...» (18:82) — это Асрам и Сураим 117 .
«И воззвал он к ней из-под нее...» (19:24) — есть мнение, что это 'Иса.
Другое мнение, что это Джибрил.
«И говорит человек...» (19:66) — это Убайй ибн Халаф118 .
Другое мнение, Умаййа ибн Халаф.
Еще мнение, ал-Валид ибн ал-Мугира.
«Видел ли ты того, кто не веровал...» (19:77) — это ал-'Аси ибн Ва'ил.
«...и убил ты душу...» (20:40) — это копт, его имя Канун 119  .
«...самирит...» (20:85) — его имя Муса ибн Зафр.
«...от следов посланника...» (20:96) — это Джибрил.
«И среди людей есть такие, которые препираются...» (22:3) — это ан-Надр ибн ал-Харис 120.
«Вот два врага...» (22:19). Оба шейха выводили от Абу Зарра121, который говорил: «Этот айат был ниспослан о Хамзе 122, 'Убайде ибн ал-Харисе 123 и 'Али ибн Аби Талибе и 'Утбе, Шайбе и ал-Валиде ибн 'Утбе124 .
«...и если кто пожелает там отступничества...» (22:25). Ибн Аббас говорил: [188] «Ниспослано об Абдаллахе ибн Унайсе 125 ».
«И те, которые пришли к тебе с ложью...» (24:11) — это Хассан ибн Сабит 126 , Мистах ибн Усаса, Хамна бинт Джахш 127 и 'Абдаллах ибн Убайй, который возглавлял эту группу 128.
«И в тот день, когда неправедный будет кусать...» (25:27) — это 'Укба ибн Аби Му'айт 129.
«...я не брал такого-то...» (25:28) — это Умаййа ибн Халаф.
Другое мнение, Убайй ибн Халаф.
«Неверный...» (25:55). Ша'би говорил: «Это Абу Джахл».
«...женщину, которая ими правит...» (27:23) — это Билкис бинт Шарахил130.
«Когда же он пришел к Сулайману...» (27:36) — имя пришедшего Мунзир.
«Сказал ифрит из джиннов...» (27:39) — его имя Каузан.
«...тот, у которого было знание...» (27:40) — это Асиф ибн Бархийа 131 , его писец.
А говорили, что этого человека называли Зу-н-Нур.
Еще мнение, Астум.
Говорили также, Тамлиха 132 .
Еще говорили, Балх.
Говорили также, это Дабба Абу-л-Кабила.
Еще говорили, что это Джибрил.
А говорили еще, другой ангел.
Говорили также, ал-Хидр.
«...девять человек...» (27:48) — это Ру'ма, Ру'айм, Хурма, Хурайм, Да'б, Саваб, Раб, Миста', Кудар ибн Салиф, подрезавшии поджилки верблюдице  133 .
«И подобрала его семья Фир'ауна...» (28:8) — имя подобравшего Тайус 134.
«...жена Фир' ауна...» (28:9) — это Асийа бинт Музахим 135.
«...матери Мусы...» (28:10) — это Иуханиз бинт Ииссахр ибн Лави136.
Другое мнение, что ее имя Иуха137. Еще мнение, что ее имя Абазахат.

«И сказала она его сестре...» (28:11) — ее имя Марйам 138.
Другое мнение, что ее имя Кулсум.
«...этот — из его партии...» (28:15) — это самирит, «...а этот — из врагов...» (28:15) — его имя Фатун.
«И пришел человек с окраины города бегом...» (28:20) — это верующий из семьи Фир'ауна, его имя Сам'ан.
Другое мнение, что его имя Шим'ун.
Еще мнение, что его звали Джабар.
Говорили также, что его имя Хабиб (Хубайб).
А говорили еще, что Хизкил 139.
«...двух женщин, отогнавших в сторону...» (28:23) — это Лийа и Сафурийа 140  , на которой он и женился. Их отец Шу'айб.
Другое мнение, что их отец Би'рун 141   , племянник Шу'айба.
«Сказал Лукман своему сыну...» (31:13) — его имя Баран, с одной точкой.
Другое мнение, что его имя Даран.
Еще мнение, что его имя Ан'ам.
Говорили также, что его звали Мишкам.
«...ангел смерти...» (32:11)142 известен под именем 'Азра'ил. Это передавал Абу-ш-Шайх ибн Хиббан от Вахба.
«Неужели тот, кто верует, подобен тому, кто распутен?» (32:18) — ниспослано об 'Али ибн Аби Талибе и ал-Валиде ибн 'Укбе143.
«...отряд из них просил пророка...» (33:13). Судди говорил: «Это два человека из племени бану хариса — Абу 'Араба ибн Аус 144  и Аус ибн Кайзи».
«...скажи твоим женам, дочерям...» (33:59). 'Икрима говорил: «В тот момент у него было девять жен: 'А'иша 145 , Хафса146, Умм Хабиба 147, Сауда 148, Умм Салама, Сафийа 149 , Маймуна 150 , Зайнаб бинт Джахш 151 , Джувайриййа 152 . А его дочери — это Фатима, Зайнаб 153, Рукаййа и Умм Кулсум154 .
«...семьи его дома...» (33:33). Он, да благословит его Аллах и   приветствует,   говорил:    «Это   'Али,   Фатима,   ал-Хасан   и ал-Аусаин155 ».
«...тому, кого облаготельствовал Аллах и кого ты облаго-тельствовал...» (33:37) — это Зайд ибн Хариса.
«...Удержи при себе свою жену...» (33:37), это Зайнаб бинт Джахш.
«...понес его человек...» (33:72). Ибн 'Аббас говорил: «Это Адам».
«Вот послали Мы к ним двоих...» (36:14) — это Шим'ун и Йуханна. Третий — Баулус 156.
Другое мнение, Садик, Судук и Шалум.
«И пришел с конца города человек...» (36:20) — это Хабиб, плотник.
«Разве не видит человек...» (36:77) — это ал-'Аси ибн Ва'ил.
Другое мнение, Убайй ибн Халаф.
Еще мнение, Умаййа ибн Халаф.
«И Мы возвестили (bashsharna) ему о мальчике...» (37:101) — это Исма'ил или Исхак. Оба мнения общеизвестны.
«...рассказ о врагах...» (38:21)157 — это два ангела.
А некоторые говорили, это Джибрил и Мика'ил. «...тело...»   (38:34) —  это Шайтан, которого звали Усайд. А говорили, что его звали Сахр. А еще говорили, что Хабкик.
«Коснулся    меня    Шайтан...»    (38:41).    Науф 158  говорил: «Шайтана, который его коснулся, называют Мис'ат».
«А тот, кто пришел с истиной...» (39:33) — это Мухаммад. Другое мнение, Джибрил.
«...и признал ее...» (39:33) — это Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Другое мнение, Абу Бакр.
«...которые сбили нас...» (41:29) — это Иблис и Кабил. «...человека  из  обоих  поселений159 ?»   (43:31).  Имеются в виду ал-Валид ибн ал-Мугира из  Мекки и  Мас'уд ибн  'Амр ас-Сакафи 160 .
Другое мнение, 'Урва ибн Мас'уд 161    из Таифа. «А когда был приведен сын Марйам в пример...» (43:57) — приводящий пример — это Абдаллах ибн аз-Зиба'ра  162 .
«...пища для  грешника.»  (44:44). Ибн Джубайр говорил: «Это Абу Джахл».
«...свидетель   из   сынов   Исра'ила   засвидетельствовал...» (46:10) —это 'Абдаллах ибн Салам.
«...обладатели твердости из посланников...» (46:35) — самое верное мнение, что это Нух, Ибрахим, Муса, 'Иса [189] и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. «...возгласит зовущий...» (50:41) — это Исрафил. «...о гостях Ибрахима почтенных» (51:24). 'Усман ибн Мухассин 163 говорил: «Это были четыре ангела: Джибрил, Мика'ил, Исрафил, Рафаиил»164.
«...и  возвестили   (bashsharu)  ему о  мальчике...»   (51:28). Кирмани сказал:   «Комментаторы  сходятся во мнении,  что  это Исхак. Только Муджахид говорил, что это Исма'ил»165 . «...сильный мощью» (53:5) — это Джибрил. «Видел ли ты того, кто отвернулся» (53:33) — это ал-'Аси ибн Ва'ил.
Другое мнение, ал-Валид ибн ал-Мугира.
«...призовет зовущий...» (54:6) — это Исрафил.
«...слова той, которая препиралась с тобой...» (58:1), это Хаула бинт Са'лаба, «...о своем муже...» (58:1), это Аус ибн ас-С амит 166.
«...почему ты запрещаешь то, что разрешил тебе Аллах...» (66:1) — это его наложница Марийа167.
«...пророк   сообщил   втайне   какой-то   из   своих   жен...» (66:3) — это Хафса, «...она передала это...» (66:3) — она рассказала 'А'ише.
«Если вы обе обратитесь...», «...если открыто будете про­тивиться...» (66:4) — это 'А'иша и Хафса, «...и праведный из верующих...» (66:4) — это Абу Бакр и 'Умар. Это выводил Табарани в своем среднем «словаре» хадисов.
«...жену Нуха...» (66:10) — это Вали'а, «...и жену Лута...» (66:10) — Валиха. Другое мнение, что жену Лута звали Ва'ила 168.
«Не повинуйся же всякому любителю клятв...» (68:10). Ниспослано об ал-Асваде ибн 'Абд Йагусе.
Другое мнение, что это ниспослано об ал-Ахнасе ибн Шурайке.
Еще мнение, что ниспослано об ал-Валиде ибн ал-Мугире.
«Спросил вопрошающий...» (70:1) — это ан-Надр ибн ал-Харис.
«Господи, прости мне и моим родителям...» (71:28) — имя его отца — Ламак ибн Маттушалах, его матери — Самха 169 бинт Ануш 170.
«...глупец среди нас...» (72:4) — это Иблис.
«Оставь Меня и того, кого создал Я единым» (74:11) — это ал-Валид ибн ал-Мугира.
«...он не веровал и не молился...» — и последующие айаты (75:31—35), ниспосланы об Абу Джахле.
«Разве прошел над человеком...» (76:1) — это Адам.
«...и скажет неверный: "О, если бы я был прахом!"» (78:40). Есть мнение, что это Иблис.
«от того, что подошел к нему слепой.» (80:2) — это 'Абдаллах ибн Умм Мактум 171 .
«А вот тот, кто богат» (80:5), это Умаййа ибн Халаф.
Другое мнение, 'Утба ибн Раби'а.
«...поистине, слово посланника благородного» (81:19). Есть мнение, что это Джибрил.
Другое мнение, что это Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
«А человек, когда испытает его...», далее до конца айата и следующий (89:151—16), ниспослано об Умаййи ибн Халафе.
«И родителем...» (90:3) — это Адам.
«и сказал им посланник Аллаха...» (91:13) — это Салих.
«...несчастнейший» (92:15) — это Умаййа ибн Халаф,
«...богобоязненный» (92:17) — это Абу Бакр ас-Сиддик.
«...кто препятствует рабу...» (96:9,10) — тот, кто препятствует — это Абу Джахл, а раб Божий — это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
«Ведь ненавистник твой...» (108:3) — это ал-'Аси ибн Ва'ил.
Другое мнение, Абу Джахл.
Еще мнение, 'Укба ибн Аби Му'айт.
Говорили также, Абу Лахаб.
Еще говорили, Ка'б ибн ал-Ашраф.
Жена Абу Лахаба (111:4)172 — Умм Джамил ал-'Авра' бинт Харб ибн Умаййа173.

[2. Слова неуточненного значения,когда известна только часть имен.]


Вторая часть: слова неуточненного значения, когда по имени известна только часть тех, кто упомянут в составе группы.
«Говорят те, которые не знают: «Если бы заговорил с нами Аллах...»» (2:118) — среди них упоминается Рафи' ибн Хармала.
«...скажут глупцы...» (2:142) — среди них упоминаются Рифа'а ибн Кайс, Курдум ибн 'Умар174, Ка'б ибн ал-Ашраф, Рафи' ибн Хармала, ал-Хаджжадж ибн 'Амр, ар-Раби' ибн Аби ал-Хукайк 175 .
«И когда скажут им: "Следуйте..."» (2:170) и далее до конца айата — среди них упоминаются Рафи' и Малик ибн 'Ауф176.
«Спрашивают они тебя о новолуниях...» (2:189) — среди них упоминаются My'аз ибн Джабал177 и Са'лаба ибн Ганам178.
«Они спрашивают тебя: что им издерживать?...» (2:215) — среди них упоминается 'Амр ибн ал-Джамух179.
«Они спрашивают тебя о вине...» (2:219) — среди них упо­минаются 'Амр180, Му'аз и Хамза.
«...И спрашивают они тебя о сиротах...» (2:220) — среди них упоминается 'Абдаллах ибн Раваха181.
«Они спрашивают тебя о менструациях...» (2:222) — среди них упоминаются Сабит ибн ад-Дахдах182, 'Аббад ибн Бишр183 и Усайд ибн ал-Худайр184 (уменьшительное имя).
«Разве ты не видел тех, которым была дана часть писания?...» (3:23) — среди них упоминаются ан-Ну'ман ибн 'Амр 185 и ал-Харис ибн Зайд 186.
«...апостолы...» (3:52) — среди них упоминаются Фитрус187 , Иа'кубус188,   Йаханнас189,   Андранис190,   Филис191,   Дарнабута192 ,
Сирджис 193 , который усомнился  194 .
«И говорит партия из обладателей писания: "Веруйте... (3:72) — это двенадцать иудеев, в числе которых упоминаются 'Абдаллах ибн ас-Сайф, 'Ади ибн Зайд195 и ал-Харис ибн 'Амр 196 .
«Как Аллах будет вести прямым путем людей, которые отрекались после того, как они уверовали...» (3:86). 'Икрима говорил: «Ниспослано о двенадцати мужах: среди них — Абу 'Амир ар-Рахиб, ал-Харис ибн Сувайд ибн ас-Самит197, Вухух ибн ал-Аслат198». Ибн 'Аскар добавлял: «И Ту'аййима ибн Убайрик 199».
«...они сказали: "Разве для нас есть что-нибудь из этого дела?"...» (3:154) — среди говоривших упоминается 'Абдаллах ибн Убайй.
«...Они говорят: "Если бы у нас было что-нибудь из этого дела, то не были бы мы убиты тут."...» (3:154) — среди говоривших упоминаются 'Абдаллах ибн Убайй и Му'аттиб ибн Кушайр.
«...И сказано было им: "Приходите, сражайтесь..."...» (3:167), сказал это — 'Абдаллах200, отец Джабира ибн 'Абдаллаха ал-Ансари201, а сказал он это 'Абдаллаху ибн Убаййу и его спутникам.
«Те, которые дали ответ Аллаху...» (3:172) — их семьдесят, среди них Абу Бакр, 'Умар, 'Усман, 'Али, аз-Зубайр202, Са'д, Талха203, Ибн 'Ауф204, Ибн Мас'уд, Хузайфа ибн ал-Иаман205 и Абу 'Убайда ибн ал-Джаррах 206.
«Тем, которым говорили люди...» (3:173) — среди гово­ривших упоминается Ну'айм ибн Мас'уд ал-Ашджа'и 207.
«...которые говорили: "Ведь Аллах беден, а мы богаты."...» (3:181). Эти слова говорил Финхас 208.
Другое мнение, что так говорил Хуйайй ибн Ахтаб.
Еще мнение, что так говорил Ка'б ибн ал-Ашраф.
«Действительно, среди обладателей писания есть такие, что веруют в Аллаха...» (3:199) — ниспослано о негусе.
Другое мнение, что это ниспослано об 'Абдаллахе ибн Саламе и его спутниках.
«...а от них распространил много мужчин и женщин...» (4:1). Ибн Исхак говорил: «Родных детей Адама сорок человек — двадцать пар близнецов, в каждой паре — мальчик и девочка. Среди его сыновей упоминаются Кабил, Хабил, Ийад, Шубу'а, Хинд, Сарабис, Фухур209, Синд,Барик, Шайс, 'Абд ал-Мугис, 'Абд ал-Харис, Вадд, Сува' 210, Иагус, Иа'ук, Наср. Среди его дочерей упоминаются Иклима, Ушуфа, Джазуза, 'Азура, Умм ал-Мугис»211 . «Разве ты не видел, что те, которым дарована часть писания, покупают заблуждение...» (4:44). 'Икрима говорил: «Ниспослано о Рифа'е ибн Зайде ибн ат-Табуте, Кардаме ибн Зайде, Усаме ибн Хабибе, Рафи'е ибн Аби Рафи'е, Бахри ибн 'Амре 212 и Хуйаййе ибн Ахтабе 213.
«Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали...» (4:60) — ниспослано о Джуласе ибн ас-Самите, Му'аттибе ибн Кушайре, Рафи'е ибн Зайде и Бишре 214.
«Разве ты не видел тех, которым сказали: "Удержите ваши руки..."» (4:77) — среди них упоминается 'Абд ар-Рахман ибн 'Ауф215.
«кроме тех,  которые  связаны  с народом...»  (4:90). Ибн 'Аббас говорил: «Ниспослано о Хилале ибн 'Уваймире ал-Аслами 216 , Сураке ибн Малике ал-Мадлиджи 217 и о Хузайме ибн 'Амире ибн 'Абд Манафе 218».
«Вы найдете других...» (4:91). Судди говорил: «Ниспослано о группе людей, среди которых был Ну'айм ибн Мас'уд ал-Ашджа'и».
«Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедли­вость самим себе...» (4:97). 'Икрима говорил, что среди них были 'Али ибн Умаййа ибн Халаф, ал-Харис ибн Зам'а, Абу Кайс ибн ал-Валид ибн ал-Мугира, Абу-л-'Аси ибн Мунаббих ибн ал-Хаджадж и Абу Кайс ибн ал-Факих 219 .
«кроме слабых...» (4:98) — среди них упоминаются Ибн 'Аббас, его мать Умм ал-Фадл Лубаба 220 бинт ал-Харис 221 , 'Ийаш ибн Аби Раби'а 222 и Салама ибн Хишам 223 .
«...которые обманывают друг друга...» (4:107) — сыновья Убайрика: Бишр, Бушайр 224  и Мубашшир 225 .
«...то партия из них думала бы сбить тебя с пути...» (4:113) — это Усайд ибн 'Урва 226 и его спутники.
«Они     спрашивают     твоего     решения     о     женщинах...»(4:127) — среди спрашивающих упоминается Хаула бинт Хаким 227 .
«Просят тебя обладатели писания...» (4:153), среди них упоминаются Ибн 'Аскар Ка'б ибн ал-Ашраф и Финхас.
«Но твердые в знании...» (4:162). Ибн 'Аббас говорил: «Это 'Абдаллах ибн Салам и его спутники».
«У тебя спрашивают решения. Скажи: «Аллах дает вам решение о боковой линии...»...» (4:176), среди спрашивающих упоминается Джабир ибн 'Абдаллах.
«...ни стремящихся к дому запретному...» (5:2), среди них упоминается ал-Хатам ибн Хинд ал-Бакри 228.
«Они спрашивают тебя: что им дозволено?...» (5:4), среди них упоминаются 'Ади ибн Хатим 229   и Зайд ибн ал-Мухалхил 230 из  племени  тайй,   'Асим 231   ибн   'Ади 232 ,Са'д  ибн  Хайсама 233, 'Уваймир ибн Са'ида 234 .
«...когда задумали люди протянуть...» (5:11), среди них упоминаются Ка'б ибн ал-Ашраф и Хуйайй ибн Ахтаб.
«...и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви...» (5:82) и далее до конца айата и следующие айаты ниспосланы о делегации, прибывшей от негуса и состоявшей из двена­дцати человек.
Другое мнение, что делегация состояла из тридцати человек.
Еще мнение, что из семидесяти человек.
Среди них упоминаются Идрис, Ибрахим, ал-Ашраф, Тамим, Таммам и Дурайд 235.
«И сказали они: "Если бы к нему был сведен ангел!"...» (6:8), среди них упоминаются Зам'а ибн ал-Асвад 236, ан-Надр ибн ал-Харис ибн Калада, Убайй ибн Халаф и ал-'Аси ибн Ва'ил.
«Не отгоняй тех, которые взывают к Господу их...» (6:52), среди них упоминаются Сухайб, Билал 237, 'Аммар238, Хаббаб 239 , Са'д ибн Аби Ваккас, Ибн Мас'уд, Салман ал-Фариси.
«...когда говорили: "Ничего не низводил Аллах человеку"...» (6:91), среди них упоминаются Финхас и Малик ибн ас-Саиф 240.
«...они говорят: "Не уверуем мы, пока нам не будет дано то же, что дано посланникам Аллаха"...» (6:124), среди них упоминаются Абу Джахл и ал-Валид ибн ал-Мугира.
«Они спрашивают тебя о часе...» (7:187), среди них упоми­наются Хисл ибн Аби Кушайра241  и Шамвил ибн Зайд 242 .
«Они спрашивают тебя о добыче...» (8:1), среди них упоминается Са'д ибн Аби Ваккас.
«...а часть верующих противилась» (8:5), среди них упоминается Абу Аййуб ал-Ансари, а не противился ал-Микдад.
«Если вы просили победы...» (8:19), среди них упоминается Абу Джахл.
«Вот ухищряются против тебя те, которые не веруют...» (8:30), это знать курейшитов и вожди племени, среди них упоминаются 'Утба и Шайба, сыновья Раби'и, Абу Суфйан, Абу Джахл, Джубайр ибн Мут'им 243 , Ту'айма ибн 'Ади 244 , ал-Харис ибн 'Амир, ан-Надр ибн ал-Харис, Зам'а ибн ал-Асвад, Хаким ибн Хизам 245    и Умаййа ибн Халаф.
«И вот они говорили: «Боже наш! Если это — истина...» (8:32) и далее до конца айата, среди них упоминаются Абу Джахл и Надр ибн ал-Харис.
«Вот говорят лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: «Обольстила этих их религия»...» (8:49), среди них упоминаются 'Утба ибн Раби'а, Кайс ибн ал-Валид246 , Абу Кайс ибн ал-Факих, ал-Харис ибн Зам'а и ал-'Аси ибн Мунаббих 247.
«...Скажи тем, в руках которых пленные...» (8:70), их было семьдесят, среди них ал-'Аббас 248 , 'Акил 249, Науфал ибн ал-Харис 250 и Сухайл 251   ибн Байда' 252.
«И сказали иудеи: "'Узайр — сын Аллаха"...» (9:30), среди них упоминаются Салам ибн Мишкам, Ну'ман ибн Ауф, Мухаммад ибн Дахиййа, Ша'с ибн Кайс и Малик ибн ас-Сайф (вар. ад-Дайф)253.
«Те, которые порицают добровольцев...» (9:79), среди добровольцев упоминаются 'Абд ар-Рахман ибн 'Ауф и 'Асима ибн 'Ади.
«...и тех, которые находят (что дать) только по своему усердию...» (9:79), Абу 'Акил 254 и Рифа'а ибн Са'д 255.
«Ни на тех, которым, когда они придут к тебе...» (9:92), среди них упоминаются ал-'Ирбад ибн Сарийа , 'Абдаллах ибн Мугаффал ал-Музни 257, 'Амр ал-Музни 258 , 'Абдаллах ибн ал-Азрак ал-Ансари 259  и Абу Лайла ал-Ансари 260.
«...В ней — люди, которые любят очищаться...» (9:108), среди них упоминается 'Увайм ибн Са'ида 261 .
«...кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере...» (16:106), ниспослано о группе людей, среди которых 'Аммар ибн Иасир и 'Иййаш ибн Аби Раби'а.
«...Мы воздвигли на вас рабов Наших...» (17:5), это Талут 262 и его спутники.
«И близки они были к тому, чтобы соблазнить тебя...» (17:73). Ибн 'Аббас говорил: «Ниспослано о людях из племени курайш, среди которых были Абу Джахл и Умаййа ибн Халаф».
«И сказали они: «Не поверим мы тебе, пока ты не изве­дешь нам...» (17:90). Ибн 'Аббас слышал, что среди сказавших это был 'Абдаллах ибн Аби Умаййа 263.
«...и его потомство...» (18:50), среди детей Иблиса упоминаются Шибр, ал-А'ур, Заланбур, Мисват и Дасим 264.
«Они сказали: «Если мы последуем за руководительством вместе с тобой...» (28:57), среди них упоминаются ал-Харис ибн 'Амир ибн Науфал.
«Разве полагают люди, что их оставят...» (29:2), гонители ислама в Мекке, среди них 'Аммар ибн Иасир.
«И говорят те, кто не верует, тем, которые уверовали: "Идите по нашему пути..."...» (29:12), среди них упоминается ал-Валид ибн ал-Мугира.
«Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю...» (31:6), среди них упоминается ан-Надр ибн ал-Харис.
«...И среди них такие, что уже кончили свой предел...» (33:23), среди них упоминается Анас ибн ан-Надр 265.
«...Они скажут: "Истину..."...» (34:23), первый, кто ска­жет, Джибрил, а они сделают, как он.
«И удалились знатнейшие...» (38:6), среди них упоминают­ся 'Укба ибн Аби Му'айт, Абу Джахл, ал-'Аси ибн Ва'ил, ал-Асвад ибн ал-Мутталиб 266  и ал-Асвада ибн Иагус 267.
«Они говорят: «Что с нами, мы не видим людей...» (38:62), среди говоривших упоминается Абу Джахл, а среди «...людей...», о которых идет речь — 'Аммар и Билал.
«...толпу из джиннов...» (46:29), среди них упоминаются Зауба'а, Хасси, Масси, Шасир 268, Масир 269, Мунша', Наши', ал-Ахкаб, 'Умар ибн Джабир, Суррак и Вардан.
«Те, которые вызывают тебя из комнат позади...» (49:4), среди них упоминаются ал-Акра'а ибн Хабис270, аз-Зибрикан ибн Бадр 271, 'Аййин ибн Хисн и 'Амр ибн ал-Ахтам 272.
«Разве ты не видел тех, которые сдружились с народом...» (58:14). Судди говорил: «Ниспослано об 'Абдаллахе ибн Нуфайле 273  из лицемеров».
«Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами...» (60:8), ниспослано об Катиле, матери Асма' бинт Аби Бакр 274  .
«...Когда к вам приходят верующие женщины...» (60:10),
среди   них   упоминаются   Умм   Кулсум   бинт   'Укба   ибн   Аби Му'айт 275   и Умайма бинт Бишр 276 .
«...говорят: «Не расходуйте...» (63:7), «Они говорят: «Если мы вернемся...» (63:8), среди них упоминается 'Абдаллах ибн Убайй.
«...и понесут трон  Господа твоего...»  (69:17) и далее до] конца айата, среди несущих трон упоминаются Исрафил, Лубнан и Раукил 277.
«...владетели рва»  (85:4), Зу Нувас 278 и Зур'а ибн Асад

ал-Химиари 279    и его спутники.
«...с владельцами слона?» (105:1), это эфиопы, их предводи­тель — Абраха ал-Ашрам, их проводник — Абу Ригал.
«Скажи: «О вы неверные!»» (109:1), ниспослано об ал-Валиде ибн ал-Мугире, ал-'Аси ибн Ва'иле, ал-Асваде ибн ал-Мутталибе и Умаййи ибн Халафе. «...дующих...» (113:4), дочери Лабида ибн ал-А'сама 280 .
Неуточненные названия народов, животных, мест, времен и тому подобного я полностью собрал в своем вышеупомянутом сочинении.


Hosted by uCoz