Совершенство в Коранических науках

 

 

 

 

При исользование материала ссылка на сайт обязательна

Коментарии

Глава 70

1.  Имеется в виду, что 'Икрима искал человека, о котором был ниспослан этот айат.
2.  Суйути несколько видоизменяет текст данного айата с тем, чтобы более явной была связь между ним и предыдущем айатом. В каноническом текста Корана этот айат звучит так: «...вместе с теми, кого Аллах облагодетельствовал, из пророков, праведников, исповедников, благочестивых...» (4:69).
3.   Как указывают источники, это имя имеет произношение Намруд, Нумруд и Нумруз.
4.  Ал-Ахнас ибн Шурайк из племени сакиф упоминается в комментариях к этому айату, а также в сире, как человек, который пришел к посланнику Аллаха и внешне продемонстрировал, что он принял ислам, хотя в душе был с этим не согласен, о чем, вероятно, и был ниспослан этот айат.
5.  Имеется в виду первый праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик.
6.  Иудейское племя, жившее в Медине.
7.  Бурхан, т. 1, с. 155.
8.  Возможно, имеется в виду брат известного багдадского чтеца Корана и хадисоведа Мухаммада ибн Гариба ибн 'Абдаллаха (сер. 10 в.).
9.  В Иткан-1978, возможно ошибочно, — Ман. В еврейском тексте — Мидйан, в русском — Мадйан.
10. В Библии по имени упоминаются восемь сыновей Авраама: Исмаил от Агари (Хаджар), Ицхак от Сары и шесть сыновей от третьей жены Кеттуры, которую в еврейской традиции толкуют как Агарь, названную другим именем. См. Быт, 25:1—2. Кроме того, упоминаются сыновья наложниц, которые были у Авраама. См. Быт, 25:6. В данном списке упоминаются двенадцать сыновей, из них с упомянутыми в Библии по именами совпадают, кроме Исма'ила и Исхака, еще Мидйан и Зимран.
11.   Сыновья Йа'куба перечисляются не в хронологическом порядке, а по их значению в кораническом тексте. Йусуф, одиннадцатый сын, упоминается первым, ибо о нем рассказывается в отдельной суре и он единственный из сыновей Йа'куба, упомянутый в Коране по имени.
12.   Старший сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Реувен, в русском переводе — Рувим.
13.   Второй сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Шимун, в русском переводе — Симеон.
14.   Третий сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Леви, в русском переводе — Левий.
15.   Четвертый сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Иехуда, в русском переводе — Иуда.
16.   Пятый сын Йа'куба. В Иткан-1978 ошибочно Дани.
17.   Шестой сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Нафтали, в русском переводе — Наффалим. В Иткан-1978 ошибочно Тафтани.
18.   Т. е., другой вариант произнесения имени — Наффали.
19.   Седьмой сын Йа'куба, в Библии его имя Гад. В Иткан-1978 ошибочно Кад.
20.   Восьмой сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Ашер, в русском переводе — Асир. В Иткан-1978 ошибочно — Иа'шир.
21.   Девятый сын Йа'куба, в Библии его имя Иссахр. В Иткан-1978 ошибочно — Ишаджр.
22.   Десятый сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Зевулун, в русском переводе — Зевулон.
23.   Двенадцатый сын Йа'куба, в еврейском тексте его имя Бинйамин, в русском переводе — Вениамин.
24.   Сухайб ибн Синан ибн Малик (592—659), сподвижник, ислам принял очень рано, еще в Мекке. Чтобы совершить хиджру, был вынужден отказаться от всего имущества, по поводу чего Пророк ислама сказал: «Выгодную сделку совершил Сухайб».
25.   Имеется в виду пророк, имя которого в еврейском тексте Шмуэль, в русском переводе — Самуил.
26.   Возможно, имеется в виду один из сыновей Йа'куба, см. выше.
27.   Имеется в виду пророк, имя которого Иехошуа бин Нун, в русском переводе — Иисус Навин.
28.   Эзра, в русском переводе — Ездра.
29.   Имеется в виду Ирмийаху, в русском переводе — Иеремия.
30.   Имеется в виду Йехезкель, в русском переводе — Иезекииль.
31.   Вар. Аши'.
32.   В Евангелии от Луки жена Захарии названа Елисавета.
33.   Ка'б ибн ал-Ашраф ат-Та'и (ум. 624), вождь бану нахбан, воин и поэт, жил в крепости близ Медины. Мать его была иудейкой из мединского племени бану ан-надир. Был враждебно настроен по отношению к Мухаммаду, высмеивал его в своих стихах, подбивал окрестные племена выступить против мусульман. После эпизода в Мекке был убит по приказу Мухаммада.
34.   Имеется в виду Ахмад ибн Ханбал.
35.   Абу Хубаб, 'Абдаллах ибн Убайй ибн Малик ибн ал-Харис ибн 'Убайд ал-Хазраджи, известный как Ибн Салул (ум. 630), глава лицемеров.
36.   Все трое упоминаются в связи с историей, рассказанной в жизнеописании Пророка (Бейрут, 1990, т. 4, с. 207). История эта такова. Мухаммад послал группу мусульман, в составе которой были Абу Катада и Мухаллим ибн Джассама, в поход. По пути они встретили 'Амира ибн ал-Адбата ал-Ашджа'и, который приветствовал их мусульманским приветствием, а они ему ничего не ответили, полагая, что он неверный. Мухаллим ибн Джассама, у которого были с ним счеты, набросился на него и убил. По возвращении они рассказали эту историю Пророку ислама, и ему был ниспослан соответствующий айат (4:94).
37.   Ал-Микдад ибн 'Амр ал-Кинди, известный как Ибн ал-Асвад (578—653), сподвижник, знаменитый воин. Один из семи человек, которые первыми открыто заявили о принятии ислама. Первый, кто сражался «на пути Аллаха» верхом. Участвовал во многих походах. От него передают 48 хадисов.
38.   Абу Мухаммад, Усама ибн Зайд ибн Хариса (615—674), выдающийся сподвижник. Совершил хиджру вместе с посланником Аллаха. От него передают 128 хадисов.
39.   Как бы ни звучало имя, личность данного человека установить не удалось.
40.   Возможно, имеется в виду Хизам ибн Халид, который упоминается в «Сире» и других источниках.
41.   В еврейском тексте его имя Шаммуа бен Заккур, в русском переводе — Саммуа, сын Закхуров (Чис, 13:5).
42.   В еврейском тексте его имя Шафат бен Хори, в русском переводе — Сафат, сын Хориев (Чис, 13:6).
43.   В еврейском тексте его имя Калев бен Йафунэ, в русском переводе — Халев, сын Иефониин (Чис, 13:7).
44.   В еврейском тексте его имя Игал бен Йосеф, в русском переводе — Игал, сын Иосифов (Чис, 13:8).
45.   В еврейском тексте его имя Хошеа бен Нун, в русском переводе — Осия, сын Навин (Чис, 13:9). Это Иехошуа бен Нун (Иисус Навин), предводитель израильтян после смерти Моисея, который и переименовал его (см. Чис, 13:17).
46.   В еврейском тексте его имя Палти бен Рафу, в русском переводе — Фалтий, сын Рафуев (Чис, 13:10).
47.   В еврейском тексте его имя Гадийэл бен Соди, в русском переводе — Гаддиил, сын Содиев (Чис, 13:11). В Иткан-1978 ошибочно ибн Сури.
48.   В еврейском тексте его имя Гадди бен Суси, в русском переводе — Гаддий, сын Сусиев (Чис, 13:12). В Иткан-1978 ошибочно Валад ибн Мусас.
49.   В еврейском тексте его имя Аммиэль бен Гемалли, в русском переводе — Амиил, сын Гемаллиев (Чис, 13:13). В Иткан-1988 ошибочно из колена Казлува.
50.   В еврейском тексте его имя Сетур бен Мекаэль, в русском переводе — Сефур, сын Михаилев (Чис, 13:14). В Иткан-1978 ошибочно Минха'ил.
51.   В еврейском тексте его имя Нахбии бен Вафси, в русском переводе — Нахбий, сын Вофсиев (Чис, 13:15). В Иткан-1978 ошибочно из колена Нафтала.
52.   В еврейском тексте его имя Геуэль бен Махи, в русском переводе — Геуил, сын Махиев (Чис, 13:16).
53.   См. выше в списке двенадцати предводителей.
54.   Каин и Авель.
55.  В Иткан-1988 — Айир.
56.   Имеется в виду Билам (в русском переводе — Валаам), отца которого звали Беор (Веор) (Чис, 22—24, 31).
57.   Умаййа ибн 'Абдаллах Аби ас-Салт ибн Аби Раби'а ибн 'Ауф ас-Сакафи (ум. 626), доисламский поэт из Таифа, исповедовал единобожие еще до ислама, но ислам не принял.
58.   Человека с таким именем нам найти не удалось. Возможно, имеется в виду Сайфи ибн 'Амир ал-Аслат ал-Ауси, Абу Кайс (ум. 622), доисламский поэт, исповедовал единобожие еще до ислама, встречался с посланником Аллаха, но медлил с принятием ислама и так и умер, не обратившись.
59.   Сурака ибн Малик ибн Джу'шам ал-Кинани, Абу Суфйан (ум. 645), сподвижник. От него передают 19 хадисов.
60.   'Амр ибн Хишам, Абу Джахл (ум.624), знатный курайшит, один из самых заклятых врагов ислама, убит при Бадре.
61.  Умаййа ибн Халаф ибн Вахб (ум.624), знатный курайшит, ислама не принял, был взят в плен при Бадре и казнен по обвинению Билала, которого он мучил, когда тот, еще будучи его рабом, принял ислам.
62.   Сухайл ибн 'Амр ибн 'Абд Шамс (ум. 639), знатный курейшит, знаменитый оратор, один из злейших врагов Мухаммеда, попал в плен при Бадре и был освобожден мусульманами за выкуп, принял ислам только в день взятия Мекки.
63.   'Утба ибн Раби'а ибн 'Абд Шамс, Абу-л-Валид (ум. 624), знатный курейшит, один из злейших врагов ислама, убит в битве при Бадре.
64.   Рифа'а ибн Зайд ибн ат-Табут (вар. ас-Сабут) (ум. 626), противник ислама из числа иудеев из племени кайнука'.
65.   Аус ибн Кайзи упоминается в «Сире» в числе лицемеров, которые солидаризировались с иудеями Медины.
66.   Ал-Джадд ибн Кайс упоминается в «Сире» и комментариях к Корану, как человек, по поводу которого был ниспослан этот айат. Он из лицемеров, отказывавшихся идти с Мухаммадом в поход, под предлогом боязни увлечься женщинами ромеев.
67.   В «Сире» рассказывается история некоего тамимита по имени Зу-л-Хувайсира, который увидев, как Мухаммад раздавал милостыню, обвинил его в несправедливости. 'Умар ибн ал-Хаттаб предложил его казнить, но Пророк ислама помиловал его.
68.   Махши (вар. Мухашшин) ибн Хумаййир упоминается в «Сире» в числе лицемеров, которые старались избежать участия в походе на Табук.
69.   Са'лаба ибн Хатиб упоминается в «Сире» в числе лицемеров, которые солидаризировались с иудеями Медины, и тех, кто старался избежать участия в походе на Табук.
70.  Абу Лубаба Башир ибн 'Абд ал-Мунзир упоминается в «Сире» в связи с историей с иудейским племенем курайза. Когда мусульмане осадили их и предложили сдаться, иудеи попросили, чтобы к ним прислали Абу Лубабу, чтобы посоветоваться. Когда он пришел к ним, они спросили его, сдаваться ли им на милость мусульман. Он ответил: «Да», а жестом показал, что их убьют. Потом он рассказывал: «Когда я сделал это, я понял, что предал Аллаха и Его посланника». После этого он пошел в мечеть и сказал: «Не сойду с этого места, пока Аллах меня не простит». И был ниспослан этот айат.
71.   По именам перечислены только шесть человек.
72.   В Иткан-1978 — Харам.
73.   Кардам ибн Кайс упоминается в «Сире» в числе тех иудеев, кто подбивал ансаров не тратить средства на мухаджиров, чтобы не разориться.
74.   Личность не установлена.
75.   Хилал ибн Умаййа, Мурара ибн Ар-Раби' и Ка'б ибн Малик ибн Аби Ка'б упоминаются в комментариях к Корану, как три человека, отказавшиеся участвовать в походе на Табук, которые не сразу раскаялись, и которым по милости Аллаха было дано время.
76.   В Иткан-1978 вместо этих слова стоит Хазал (?) ибн Умаййа.
77.   Муджамми' ибн Джарийа ал-Ауси (ум. ок. 670), сподвижник, ездил в Куфу по приказу 'Умара обучать жителей Куфы Корану.
78.   В Иткан-1978 ошибочно — Бахрадж.
79.   В Иткан-1978 ошибочно — 'Айман.
80.   Цитата взята из «Сиры», Суйути приводит ее с сокращениями, выпуская указание на племя и род, к которому относится тот или иной человек. Все они упоминаются в связи с историей, упомянутой в Коране.
81.  Абу 'Амир ар-Рахиб (ум. 632), упоминается в «Сире» в связи с историей, упомянутой в этом айате, также говорится, что посланник Аллаха призвал его принять ислам, а он отказался.
82.   Имеется в виду 'Али ибн Аби Талиб.
83.   В Библии внук Ноя, сын Хама. В еврейском тексте его имя Кнаан, в русском переводе — Ханаан (Быт, 9:25).
84.   В Библии это имя отсутствует.
85.   Дочери Лута упоминаются в (11:78) «Сказал он: «О народ мой! Вот мои дочери, они — чище для вас...»».
86.   В Иткан-1988 имя второй дочери — Рагуса. В Библии не упомянуты.
87.   В Библии имя ходока не упомянуто.
88.   В Библии Потифар (Быт, 39:1).
89.   Оба имени в Библии отсутствуют.
90.   В Библии имена этих отроков отсутствуют, их вокализация не ясна.
91.   В Иткан-1988 — Маджлис.
92.   В Иткан-1988 — Баннух.
93.   В Иткан-1988 — Шурхум и Сурхум.
94.   В Библии это имя отсутствует. Имеется в виду один из египетских фараонов, однако, имя его арабское по звучанию.
95.   Имеются в виду две сестры, дочери Лавана, которые обе стали женами Иакова (Быт, 29:16 и многократно). В еврейском тексте их имена Леа и Рахэль, в русском переводе — Лия и Рахиль.
96.   В Иткан-1988 — Масани.
97.   Ни одно из этих трех имен в Библии не упоминается.
98.   Абу 'Абд Шамс ал-Валид ибн ал-Мугира ал-Махзуми (530—622), один из самых богатых и влиятельных вождей курайшитов до ислама. Рассказывали, что покрывало для Ка'бы покупали по очереди: один год — все курайшиты вскладчину, другой год — Ибн ал-Мугира в одиночку. Считался одним из лучших знатоков всех родов, видов и жанров доисламской словесности. Поэтому его мнение о Коране было столь значимым для соплеменников. Сам ал-Валид ислама так и не принял, но один из его многочисленных сыновей, Халид ибн ал-Валид, стал одним из самых выдающихся полководцев ислама и получил титул «Меч Аллаха» (Сайф Аллах).
99.   Ал-'Аси ибн Ва'ил ибн Хашим (ум. 620), знатный курейшит, ислам не принял. В обоих изданиях, которыми мы пользовались, его имя пишется то ал-'Аси, то ал-'Ас.
100.   Абу Зам'а ал-Асвад ибн Мутталиб ибн Асад, ал-Харис ибн Кайс ибн 'Удди ибн Са'д и ал-Асвад ибн 'Абд Йагус ибн Вахб ибн 'Абд Манаф упоминаются в «Сире» в числе насмешников, о которых был ниспослан этот айат.
101.   Согласно одному толкованию, этот немой— идол, согласно другому — вольноотпущенник 'Усмана ибн 'Аффана, который имеется в виду ниже в этом же айате. Возможно, Суйути приводит имя этого вольноотпущенника.
102.   'Усман ибн 'Аффан (577—656), сподвижник, дважды зять Мухаммада, был женат последовательно на двух его дочерях, сначала — на Рукаййе, потом — на Умм Кулсум, один из десяти, кому при жизни, по слову Пророка ислама, обетован рай, третий праведный халиф (644—656).
103.   В Иткан-1988 — Тамим. Возможно, женщина, жившая в Мекке, чье имя вошло в поговорку. Она пряла пряжу и распускала ее. Имя ее в разных источниках звучит по-разному: у Суйути — Райта бинт Са'ид ибн Зайд Манат ибн Тайм (или Тамим), у Джахиза — Райта бинт Ка'б ибн Са'д ибн Тайм ал-Мурра.
104.   В разбираемом айате речь идет об обвинениях неверных в том, что Мухаммада учит Корану какой-то человек, причем неарабского происхождения. Из всех перечисленных персонажей (кроме Ибн ал-Хадрами), которых объединяет, по-видимому, то, что все они неарабского происхож  дения, большинство носят легендарный характер, историческая личность только Салман ал-Фариси.
105.   Ал-'Ала' ибн 'Абдаллах ал-Хадрами, известный как Ибн ал-Хадрами (ум. 642), сподвижник, видный военачальник эпохи раннемусульманских завоеваний.
106.   Салман ал-Фариси (ум. 656), сподвижник, называл себя Салман ал-Ислам.
107.   В Иткан-1988 — Барашик.
108.   В Иткан-1988 — Аристанус.
109.   В Коране их имена не упомянуты, в Библии этот сюжет вообще отсутствует, список имен носит, по-видимому, легендарных характер. Насколько можно судить, часть этих имен или все они греческого происхождения.
110.   В Иткан-1978 ошибочно — Тамлика.
111.   Так его имя дается и в «Сире». В Иткан-1988 — 'Уйайна ибн Хисн. Речь идет о человеке, который принял ислам, затем отрекся от него и уве­ровал в лжепророка Тулайху, был взят в плен, но помилован Абу Бакром и до конца своих дней был тверд в вере. В комментарии к «Сире» говорится, что имя его было Хузайфа, а прозвали его 'Аййина потому, что у него был поврежден один глаз.
112.   Притча о двух людях — 18:32—43.
113.   См. (37:51 и далее). Похожую притчу в комментариях на эти айаты приводят Ибн Касир, Табари и др.
114.   В Библии имя брата Иисуса Навина не упоминается.
115.   В Иткан-1988 — Джайсур.
116.   Т. е., Хайсун или Хайсур.
117.   Имена персонажей, упоминаемых в 18:74, 79, 80, 82 носят явно легендарный характер. Вокализация ни одного имени не известна.
118.   Убайй ибн Халаф ибн Вахб ибн Хузафа ибн Джумх, брат Умаййи ибн Халафа, пал от руки Пророка ислама в битве при Ухуде.
119.   В Иткан-1988 — Факун.
120.   Ан-Надр ибн ал-Харис ибн 'Алкама ибн Калада ибн Абд Манаф (ум. 624), курейшит, знаменосец мекканцев в битве при Бадре.
121.   Джундуб ибн Джунада, Абу Зарр ал-Гифари (ум. 652), сподвижник, ислам принял очень рано, считается пятым мусульманином по времени обращения, жил в Сирии, подвергался преследованиям за призывы к богатым раздать свое имущество бедным, чтобы все были равны. От него передают 281 хадис.
122.   Хамза ибн 'Абд ал-Мутталиб ибн Хишам (556—625), дядя Мухаммада, один из самых знаменитых воинов племени курайш. Ислам принял не сразу, однако, когда узнал, что Абу Джахл оскорбил Пророка ислама, нашел последнего, прибил его и публично заявил, что принимает ислам. Совершил хиджру вместе с Мухаммадом. Первым знаменосцем Пророка ислама был именно он. В бою всегда прикалывал на груди страусиное перо. При Бадре сражался двумя мечами. Убит при Ухуде и похоронен в Медине.
123.   'Убайда ибн ал-Харис ибн ал-Мутталиб ибн Абд Манаф, Абу-л-Харис (562—624), знатный курейшит, известный воин, ислам принял очень рано. Погиб в битве при Бадре.
124.   Вот как эта история рассказана в «Сире»: Ибн Исхак говорил: «После этого выступил 'Утба со своим братом Шайбой ибн Раби' и сыном ал-Валидом ибн 'Утбой. Выйдя из строя, он вызвал на поединок противников. Навстречу ему выступили трое молодцов из ансаров <...> Вызвавшие спросили: «Кто вы такие?». Те отвечали: «Мы — из ансаров». Курайшиты сказали: «Нам до вас дела нет». Потом тот, кто бросил от их имени вызов, крикнул: «Мухаммад! Вышли нам ровню из твоих людей!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выходи, 'Убайда ибн ал-Харис! Выходи, Хамза! Выходи, 'Али!» <...> 'Убайда, муж почтен­ного возраста, вступил в поединок с 'Утбой ибн Раби', Хамза — с Шайбой ибн Раби', 'Али — с ал-Валидом ибн 'Утбой. Хамзе потребовалось немного времени, чтобы сразить Шайбу. 'Али тоже быстро убил ал-Валида. 'Убайда и 'Утба обменялись ударами и ранили друг друга. Тут подскочили Хамза и 'Али, которые своими мечами изрубили 'Утбу, а потом подхватили 'Убайду и отнесли его к своим».
125.   'Абдаллах ибн Унайс, Абу Иахйа (ум. 674), сподвижник из ансаров, был в числе тех, кто заключал договор о переезде мусульман в Медину.
126.   Хассан ибн Сабит ибн ал-Мунзир ал-Хазраджи, Абу-л-Валид (ум. 674), сподвижник из ансаров, панегирист Пророка ислама.
127.   Хамна бинт Джахш, сестра Зайнаб бинт Джахш, одной из жен Пророка.
128.   Это люди, которые выдвинули известное обвинение против 'Аиши.
129.   'Укба ибн Абан ибн Закван ибн Умаййа ибн 'Абд Шамс, Абу-л-Валид (ум. 624), знатный курейшит, был взят в плен в битве при Бадре, казнен и распят. Первый распятый в истории ислама.
130.   См. историю визита царицы Савской к Соломону (3 Цар, 10:1—10,13). Имя ее не упоминается ни в Библии, ни в Коране, однако оно приводится в мусульманском предании.
131.   В Библии его имя Асаф, имя его отца — Берехия (1 Пар, 6:39 и др). Был назначен царем Давидом одним из главных руководителей хора, его имя упоминается в заголовках двенадцати псалмов.
132.   В Иткан-1988 — Малиха.
133.   Имена связаны с преданием о пророке Салихе и погибшем племени самуд.
134.   В Иткан-1988 — Табус.
135.   Асийа входит в число женщин-праведниц, особо почитающихся в мусульманской традиции.
136.   В еврейском тексте ее имя Иохевед, в русском переводе — Иохаведа (Исх, 6:20).
137.   В Иткан-1988 — Йа'уха.
138.   В еврейском тексте ее имя — Марйам, в русском переводе — Мариам (Исх, 15:21).
139.   Список вариантов имени человека, упоминаемого в этом айате, содержит частично легендарные, частично исторические имена.
140.   В еврейском тексте ее имя Цифора, в русском переводе — Сепфора (Исх, 2:21). Имя другой дочери в Библии не упомянуто.
141.   В Иткан-1988 — Иасрун.
142.   В Иткан-1988 отсутствует.
143.   Ал-Валид ибн 'Укба ибн Аби Му'айт, Абу Вахб (ум. 680), наместник, знатный курейшит, ислам принял в день взятия Мекки, единоутробный брат 'Усмана ибн 'Аффана.
144.   Скорее всего имеется в виду 'Араба ибн Аус (ум. ок. 680), известный как 'Араба ал-Ауси, сын Ауса ибн Кайзи. В Иткан-1978, вероятно ошибочно, Абу 'Авана ибн Аус.
145.   'А'иша бинт Аби Бакр, «Мать правоверных» (613—678), жена Пророка ислама, одна из самых ученых женщин в истории раннего ислама. От нее передают 2210 хадисов.
146.   Хафса бинт 'Умар (604—665), дочь халифа 'Умара, была замужем до Мухаммада, вместе с мужем приняла ислам, муж умер уже в Медине, а на вдове женился Мухаммад. У нее хранился первый письменный свод Корана. Одна из немногим грамотных женщин среди первых мусульманок. Бухари и Муслим передают от нее 60 хадисов.
147.   Умм Хабиба Рамла бинт Аби Суфйан ибн Харб (596—664), приняла с мужем ислам, уехала с ним в Эфиопию, там муж принял христианство, заставлял ее тоже, но она оказалась стойка в прежней вере. Муж умер в Эфиопии, а Мухаммад послал за ней в Эфиопию и женился на ней.
148.   Сауда бинт Зам'а (ум. 674), одна из жен Пророка ислама, курайшитка, с первым мужем эмигрировала в Эфиопию, но после возвращения в Мекку ее муж умер, и тогда на ней женился Мухаммад.
149.   Сафийа бинт Хуйайй ибн Ахтаб (ум. 670), хазраджитка, перый муж умер, второго казнил Мухаммад, затем предложил ей принять ислам (она была иудейкой), она согласилась и тогда он на ней женился. От нее передают 10 хадисов.
150.   Маймуна бинт ал-Харис (ум. 671), сестра Умм ал-Фадл, жены ал-'Аббаса ибн 'Абд ал-Мутталиба, она была последней, на ком женился Пророк ислама, от нее передают 76 хадисов.
151.   Зайнаб бинт Джахш — сначала была замужем за Зайдом ибн Харисой, который с ней развелся, после чего на ней женился Мухаммад. Это вызвало разговоры и тогда был ниспослан айат (33:37), для чего специально был послан Джибрил. После этого Зайда перестали называть Зайд ибн Мухаммад.
152.   Джувайриййа бинт ал-Харис ибн Аби Дирар (ум. 676), была одной из самых образованных женщин своего времени. Бухари, Муслим и др. выводили от нее 7 хадисов.
153.   Зейнаб, старшая из дочерей (ум. 630). Вышла замуж за двоюродного племянника матери — Абу-л-'Аса ал-Касима ибн ар-Раби'а (ум. 634).
Зайнаб приняла ислам и совершила хиджру с отцом, а Абу-л-'Ас остался в Мекке. Был взят мусульманами в плен при Бадре, и Зайнаб предложила выкупить его браслетом, который Хадиджа подарила ей на свадьбу. Растроганный Мухаммад отпустил его без всякого выкупа. Абу-л-'Ас вернулся в Мекку, объявил, что принимает ислам и вернулся в Медину. Родила 'Али и Умаму. 'Али умер в детстве, а Умаму взял в жены 'Али ибн Аби Талиб после смерти Фатимы.
154.   Рукаййа (ум.624) и Умм Кулсум (ум.630) были выданы за сыновей Абу Лахаба — 'Утбу и Утайбу. Отец заставил их развестись со своими женами, когда Мухаммад выступил с проповедью ислама, после чего Мухаммад обнародовал суру о нем и его жене. На Рукаййе женился 'Усман ибн 'Аффан, с которым она эмигрировала в Эфиопию; умерла Рукаййа в Медине в период битвы при Бадре. Умм Кулсум эмигрировала в Медину вместе со всем домом Мухаммада. Когда умерла Рукаййа, на ней женился 'Усман ибн 'Аффан. По этому поводу Мухаммад сказал: «Была бы у меня третья, 'Усман и на ней бы женился», а 'Усмана прозвали «дважды зять пророка».
155.   Ал-Хусайн, Абу 'Абдаллах (625—680), сын 'Али ибн Аби Талиба, третий шиитский имам, мученически погиб.
156.   Это имена трех апостолов Иисуса — Симон (Петр), Иоанн и Павел.
157.   Параллель к притче о двух врагах см. 2 Цар, 12:1 и след. Различие в трактовке сюжета притчи состоит в том, что в Библии ее рассказывает пророк Нафан, а в Коране, согласно данному толкованию, ее представляют два ангела.
158.   Науф ибн Фадала ал-Химйари ал-Бакали (ум. ок. 714), хадисовед, от него передают и Бухари, и Муслим.
159.   Имеются в виду Таиф и Мекка.
160.   Мас'уд ибн 'Амр ибн 'Умайр ас-Сакафи упоминается в «Сире» среди тех представителей знати сакифитов, к которым Пророк ислама обратился с предложением о переезде его общины в Таиф, а они это предложение отклонили. В Иткан-1978 ошибочно Мас'уд ибн 'Умар.
161.   'Урва ибн Мас'уд ибн Му'аттиб ас-Сакафи (ум. 630), известный сподвижник. Представитель знати племени сакиф в Таифе.
162.   'Абдаллах ибн аз-Зиба'ара ибн Кайс, Абу Са'д (ум. ок. 636), поэт племени курейш в доисламскую эпоху, ислам принял только после взятия Мекки.
163.   Личность не установлена.
164.   В Библии гостей было трое (см. Быт, 18:2).
165.   Выше говорилось, что оба мнения общеизвестны.
166.   В качестве причин ниспослания этого айата приводят следующий хадис от 'А'иши: Благословен Аллах, слух которого объемлет все. Я слышала, что говорила Хаула бинт Са'лаба, хотя кое-что и пропустила. Она жаловалась на своего мужа посланнику Аллаха и говорила: «Посланник Аллаха, он попользовался моей молодостью, я ему нарожала детей, а когда старой стала и рожать перестала, он развелся со мной. Боже, я жалуюсь Тебе».
И не успела она договорить, как снизошел Джибрил с этими айатами. Имя же мужа — Аус ибн ас-Самит.
167.   Марийа бинт Шим'ун ал-Кубтийа, Умм Ибрахим (ум. 637), жена Пророка ислама. Имеется в виду ссора между женами Пророка, в результате которой он развелся с Хафсой, перестал посещать Марийу и отдалился от всех своих жен на месяц. Когда же Аллах ниспослал этот айат, Пророк вернул Хафсу и восстановил отношения с Марийей и другими женами.
168.   Жены Ноя и Лота в Библии по имени не названы.
169.   В Иткан-1988 — Шамха.
170.   Имя матери Ноя в Библии не упоминается, имя ее отца в еврейском тексте Енош, в русском переводе — Енос (Быт, 4:26).
171.   'Умар (вар. 'Абдаллах) ибн Кайс ибн Умм Мактум (ум. 643), сподвижник из мухаджиров, был незрячим. В Медине вместе с Билалом выполнял функции муэдзина. Несмотря на слепоту, участвовал в сражениях.
172.   В Иткан-1988 приведена цитата из Корана.
173.   Умм Джамил ал-'Авра' бинт Харб ибн Умаййа, жена Абу Лахаба, прозванная ал-'Авра' (кривая), потому что у нее не было одного глаза.
174.   В Иткан-1978 ошибочно'Амр.
175.   В Иткан-1988 — ар-Рубаййи' ибн ал-Хукайк.
176.   В айатах (2:118, 142 и 170) речь идет об иудеях Медины из племен надир и курайза. Все эти люди перечисляются в «Сире» среди врагов из числа иудеев.
177.   Му'аз ибн Джабал ал-Хазраджи (603—639), знаменитый сподвижник, знаток коранических заповедей, побратим брата 'Али — Джа'фара ибн Аби Талиба. От него передают 157 хадисов.
178.   Са'лаба ибн Ганам, сподвижник. Сведений о нем нам найти не удалось.
179.   'Амр ибн ал-Джамух ибн Зайд (ум. 625), сподвижник из ансаров. Последний из ансаров, кто принял ислам. Пал в битве при Ухуде.
180.   В Иткан-1988 — 'Умар.
181.   'Абдаллах ибн Раваха ибн Са'лаба, Абу Мухаммад (ум. 629), сподвижник из ансаров, поэт, был грамотным еще до ислама.
182.   Сабит ибн Ну'айм ибн Ганам ибн ад-Дахдах (ум. 625), сподвижник из ансаров. В битве при Ухуде, когда распространилось ложное известие о смерти Пророка ислама, он сказал: «Ансары! Мухаммад убит, но Аллах жив! Сражайтесь за свою веру!» Повел воинов в бой и пал. Многие ученые называют его поводом для ниспослания (2:222).
183.   'Аббад ибн Бишр ибн Вакш (591—633), сподвижник из ансаров, доблестный воин. Ислам принял в Медине.
184.   'Усайд ибн ал-Худайр ибн Симак ал-Ауси, Абу Иахйа (ум. 641), сподвижник, был одним из вождей племени аус, участвовал в заключении соглашения в Акабе. От него передают 18 хадисов.
185.   Ан-Ну'ман (вар. Ну'айман) ибн 'Амр ибн Рифа'а (ум. 661), сподвижник из ансаров, был отчаянно смелым человеком, участвовал во всех сражениях.
186.   Мы не знаем, какой сподвижник имеется в виду — ал-Харис ибн Зайд ибн Хариса (ум. 643) или ал-Харис ибн Зайд ибн ал-'Аттаф, сподвижник из ансаров из племени аус, даты жизни которого неизвестны.
187.   Петр (Мф. 10:2).
188.   Иаков (Мф. 10:2 и 3).
189.   Иоанн (Мф. 10:2). В Иткан-1978 ошибочно Нахмас.
190.   Андрей (Мф. 10:2). В Иткан-1988 — Андраис.
191.   Филипп (Мф. 10:3).
192.   Варнава (Деян. 4:36). В Иткан-1988 — Дарнайута.
193.   Возможно, имеется в виду Сергий Павел, об обращении которого см. Деян. 13:7.
194.   Возможно, речь идет о случае с апостолом Фомой (Ин. 20:24 и далее).
195.   'Абдаллах ибн ас-Сайф (вар. ад-Дайф) и 'Ади ибн Зайд названы в «Сире» среди врагов ислама из числа иудеев Медины, и в качестве причины нис­послания этого айата.
196.   Ал-Харис ибн 'Амр упоминается в «Сире» как один из лицемеров из числа иудеев Медины, которых Мухаммад повелел вышвырнуть из мечети.
197.   Ал-Харис ибн Сувайд ибн ас-Самит упоминатеся в «Сире» в связи с историей о том, что в день битвы при Ухуде, выступая на стороне Пророка ислама, убил убийцу своего отца, также выступавшего на стороне Пророка. В Иткан-1978 ошибочно ал-Харис ибн Сувайд ибн ас-Самих.
198.   Личность не установлена.
199.   Личность не установлена.
200.   'Абдаллах ибн 'Амр ибн Харам ибн Са'лаба, Абу Джабир ал-Ансари ал-Хазраджи (ум. 625), сподвижник, участвовал в заключении согла­шения в Акабе, пал в битве при Ухуде.
201.   Джабир ибн 'Абдаллах ал-Хазраджи (607—697), сподвижник из ансаров. От него передают 1540 хадисов.
202.   Аз-Зубайр ибн ал-'Авамм ал-Асади, Абу 'Абдаллах (594—656), сподвижник, ислам принял в возрасте двенадцати лет, один из десяти, кому, по слову Пророка ислама, был обетован рай еще при жизни.
203.   Талха ибн 'Убайдаллах ал-Кураши, известный как Талха ал-Джуд (ум. 656), сподвижник из мухаджиров, входит в число первых восьми человек, принявших ислам, один из десяти, кому был обетован рай, член совета (шуры), который избрал 'Усмана ибн 'Аффана халифом после смерти 'У мара.
204.   'Абд ар-Рахман ибн 'Ауф ал-Кураши, Абу Мухаммад (580—652), сподвижник из мухаджиров, один из первых мусульман, один из десяти, кому, по слову Пророка ислама, был обетован рай еще при жизни, один из шести членов совета (шуры), избравшего Усмана ибн Аффана халифом после смерти 'Умара. От него передают 65 хадисов.
205.   Абу 'Абдаллах Хузайфа ибн ал-Йаман (Хисл) ал-'Абси (ум. 656), сподвижник. От него передают 225 хадисов.
206.  Абу 'Убайда 'Амир ибн 'Абдаллах ибн ал-Джаррах ибн Хилал (584— 639), сподвижник, выдающийся военачальник, один из десяти, кому, по слову Пророка ислама, был обетован рай еще при жизни.
207.   Ну'айм ибн Мас'уд 'Амир ал-Ашджа'и (ум. 650), сподвижник.
208.   Финхас упоминается в «Сире» как иудейский ученый и в качестве повода для ниспослания этого айата.
209.   В Иткан-1988 — Мухура.
210.   В Иткан-1978 —Шува'.
211.  Часть этих имен упоминается в суре «Нух» (№71). Подробнее о них см. настоящий выпуск, гл. 69.
212.  Личность не установлена.
213.  Упоминаются в «Сире» в числе врагов ислама из числа иудеев Медины.
214.  Джулас ибн Сувайд ибн ас-Самит, Рафи' ибн Зайд и Бишр ибн Зайд упоминаются в «Сире» в числе лицемеров.
215.   'Абд ар-Рахман ибн 'Ауф ал-Кураши, Абу Мухаммад (580—652), сподвижник из мухаджиров, один из первых мусульман, один из десяти, кому, по слову Пророка ислама, был обетован рай еще при жизни, один из шести членов совета (шуры), избравшего 'Усмана ибн 'Аффана халифом после смерти 'Умара. От него передают 65 хадисов.
216.   Личность не установлена.
217.   Сурака ибн Малик ал-Мадлиджи, Абу Суфйан (ум. 645), сподвижник, от него передают 19 хадисов.
218.   Личность не установлена.
219.   'Али ибн Умаййа ибн Халаф, ал-Харис ибн Зам'а, Абу Кайс ибн ал-Валид ибн ал-Мугира, Абу-л-'Аси ибн Мунаббих ибн ал-Хаджадж и Абу Кайс ибн ал-Факих упоминаются в «Сире» в связи с ниспосланием этого айата.
220.   В Иткан-1978 ошибочно Лабана.
221.   Лубаба ал-Кубра бинт ал-Харис, известная как Умм ал-Фадл (ум. 650), сподвижница, ислам приняла вслед за Хадиджей. От нее передают 30 хадисов. В Иткан-1988 только Умм ал-Фадл.
222.   'Иййаш ибн Аби Раби'а ибн ал-Мугира ал-Махзуми, сподвижник, со­вершил хиджру в Эфиопию, вернулся в Мекку, единоутробный брат Абу Джахла. Даты жизни установить не удалось.
223.  Салама ибн Хишам ибн ал-Мугира ал-Махзуми, Абу Хашим (ум. 635), сподвижник из ранних, брат Абу Джахла.
224.   Вар. Башир.
225.   Все трое упоминаются в «Сире» как повод ниспослания этого айата.
226.  Упоминается в «Сире».
227.  Хаула бинт Хаким ибн Умаййа ибн ал-Аукас, упоминается в истории Табари как женщина, сосватавшая 'А'ишу за пророка ислама.
228.   Личность не установлена.
229.   'Ади ибн Хатим ибн Абдаллах, Абу Вахб (ум. 687) сподвижник, был предводителем племени тайй до и после ислама, прожил более ста лет, от него передают 66 хадисов.
230.   Зайд ибн ал-Мухалхил (ум. 630), сподвижник, воин, талантливый оратор и поэт, Пророк ислама называл его «Зайд ал-Хайр» (Зайд Благой).
231.   В Иткан-1978 ошибочно'Аси.
232.   'Асим ибн 'Ади (ум. 665), сподвижник, дожил до 120 лет.
233.   Са'д ибн Хайсама ибн ал-Харис ал-Ауси, Абу 'Абдаллах (ум. 624), сподвижник, пал в битве при Бадре. В Иткан-1978 ошибочно ибн Хаема.
234.   Уваймир ибн Са'ида, знатный курейшит, из клана Умаййа, сподвижник, участвовал в битве при Бадре. По одним данным убит в битве при Ухуде (625 г.), по другим — умер в правление халифа 'Усмана.
235.   Имена не поддаются опознанию.
236.   Зам'а ибн ал-Асвад ибн ал-Мутталиб ибн Асад, знатный курейшит, называется в числе поводов ниспослания этого айата.
237.   Билал ибн Рабах ал-Хабаши (ум. 641), сподвижник из мухаджиров, первый муэдзин в исламе, в день взятия Мекки призвал к молитве с крыши Ка'бы, после смерти Мухаммада поселился в Дамаске, но больше никогда не возглашал призыва на молитву. Бухари и Муслим передают от него 44 хадиса.
238.  Абу-л-Иакзан 'Аммар ибн Йасир (567—657), сподвижник из мухаджиров, южноаравийского происхождения, при 'Умаре был наместником Куфы, сторонник 'Али, погиб в битве при Сиффине. От него передают 62 хадиса.
239.   Хаббаб ибн ал-Аратт, Абу Иахйа (ум. 657), сподвижник из ранних, Бухари и Муслим передают от него 32 хадиса.
240.   В Иткан-1988 — Малик ибн ад-Дайф. Личность не установлена.
241.   В Иткан-1988 — Химл ибн Кушайр. Личность не установлена.
242.  Упоминается в «Сире» среди врагов ислама из числа иудеев, а также как повод ниспослания этого айата.
243.   Джубайр ибн Мут'им ибн 'Ади ибн Науфал ибн 'Абд Манаф, Абу 'Ади (ум. 679), сподвижник, знатный курейшит, умер в Медине, от него передают 60 хадисов.
244.  Ту'айма Ибн 'Ади ибн Науфал ибн 'Абд Манаф (ум. 624), знатный курейшит, убит в битве при Бадре.
245.   Хаким Ибн Хизам, Абу Халид (ум. 674), сподвижник, племянник Хадиджи, дружил с Пророком ислама, ислам принял в день взятия Мекки. Говорили, что он прожил 120 лет. От него передают 40 хадисов.
246.   Кайс ибн ал-Валид ибн 'Абд Шамс ибн ал-Мугира. Упоминается в истории Табари.
247.   Ал-'Аси ибн Мунаббих ибн ал-Хаджжадж ибн 'Амир ибн Хузайфа, убит в битве при Бадре (624 г.), более подробных сведений нам найти не удалось.
248.   Ал-'Аббас ибн 'Абд ал-Мутталиб ибн Хашим ибн 'Абд Манаф, Абу-л-Фадл (573—653), знатный курейшит, родоначальник рода и, впоследствии, династии 'Аббасидов, ислам принял до хиджры, остался в Мекке, откуда сообщал Мухаммеду о действиях многобожников, потом переехал в Медину. От него передают 35 хадисов.
249.   'Акил ибн Аби Талиб, Абу Йазид (ум. 680), сподвижник, блестящий оратор, единокровный брат 'Али ибн Аби Талиба.
250.   Науфал ибн ал-Харис ибн 'Абд ал-Мутталиб (ум. 636), сподвижник, один из самых знатных и богатых людей племени курейш.
251.   В Иткан-1978 — Сахл.
252.   Сухайл ибн ал-Байда' ал-Фихри (ум. 631), сподвижник из мухаджиров. У него есть брат Сахл, сведений о котором нам найти не удалось. Мы не смогли установить, какой из братьев имеется в виду.
253.   Упоминаются в «Сире» в списке врагов ислама из числа иудеев Медины.
254.   Личность не установлена.
255.   Личность не установлена.
256.   Единственный человек с таким именем, которого нам удалось найти — 'Ирбад ибн Сарийа ас-Сулами (ум. 695), передатчик хадисов.
257.   'Абдаллах ибн Мугаффал ал-Музни (ум. 677), сподвижник, жил в Медине, от него передают 43 хадиса.
258.   Личность не установлена.
259.   'Абдаллах ибн 'Абд ар-Рахман ал-Азрак ибн 'Абдаллах, сподвижник, даты жизни неизвестны.
260.   Абу Лайла ал-Ансари Иасар ибн 'Абд ар-Рахман, а говорили, что его звали Давуд ибн Билал. Сведений о нем нам найти не удалось.
261.   'Увайм ибн Са'ида ибн 'А'иш ибн Кайс, сподвижник, героически сражался в битве при Бадре. Умер во времена правления халифа 'Умара.
262.  См. Коран, (2:247, 249).
263.    Абдаллах ибн Аби Умаййа (ум. 632), говорили, что его имя Хузайфа, другое мнение — Сахл ибн ал-Мугира ибн 'Абдаллах ибн 'Амр, знатный курейшит, сподвижник.
264.   Вокализация всех имен неизвестна.
265.   Анас ибн ан-Надр (ум. 625), сподвижник, пал в битве при Ухуде.
266.   Ал-Асвад ибн ал-Мутталиб ибн Асад ибн 'Абд ал-'Узза, знатный курейшит.
267.   Вероянее всего имеется в виду ал-Асвад Ибн Абд 'Иагус, о нем см. выше.
268.   В Иткан-1988 — Шахир.
269.   В Иткан-1988 после имени Масир идут следующие имена — ал-'Ард, Иннийан, ал-Ахкам и Суррак. Вокализация имен неизвестна.
270.   Ал-Акра'а ибн Хабис (ум. 651),сподвижник, знатный тамимит.
271.   Аз-Зибрикан ибн Бадр (ум. ок. 665), сподвижник, знатный тамимит, получил прозвище аз-Зибрикан (по одному из эпитетов луны), т. к. был очень красив.
272.   'Амр ибн ал-Ахтам (ум. 677), известный оратор.
273.   Личность не установлена.
274.   Асма' бинт Аби Бакр (ум. 692), сподвижница, дочь Абу Бакра ас-Сиддика.
275.   Умм Кулсум бинт 'Укба ибн Аби Му'айт (ум. ок. 653), сподвижница, когда узнала, что посланник Аллаха совершил хиджру, пешком пошла за ним из Мекки в Медину, прошла весь путь одна.
276.   Умайма бинт Бишр упоминается в связи с ниспосланием этого айата.
277.   В Иткан-1988 — Рауфил.
278.   В Иткан-1978 ошибочно — Зу Нуваш.
279.   Возможно, его имя Зур'а ибн Ас'ад, т. к. имя Ас'ад довольно частотное среди химйаритских царей.
280.   Лабид ибн ал-А'сам ал-Йахуди — по преданию околдовал Мухаммеда, но тот был чудесным образом спасен благодаря ниспосланию ал-му'аввизатан (№ 113—114). Имена его дочерей традиция не сохранила.

 

<<<Назад Далее>>>



Hosted by uCoz