Совершенство в Коранических науках

 

 

 

 

При исользование материала ссылка на сайт обязательна

Глава 47


Об отменяющем и отмененном [т. 2, с. 27—35]1

[27] Специальные сочинения на эту тему написаны многи­ми авторами, среди них Абу 'Убайд ал-Касим ибн Саллам2, Абу Давуд ас-Сиджистани, Абу Джа'фар ан-Наххас3, Ибн ал-Анбари4, Макки5, Ибн ал-'Араби и другие6.
Имамы говорили7: Никому не позволительно толковать писание Аллаха, прежде чем он изучит отменяющие и отмененные айаты. Как сказал 'Али некоему судье: «Можешь ли ты отличить отменяющее от отмененного?» Тот ответил: «Нет». 'Али сказал: «Ты погиб сам и погубил других»8.

[Аспекты рассмотрения проблемы отмены]


В этой главе рассматривается несколько проблем.

[1. Значение термина naskh]9


Во-первых10, слово naskh встречается в следующих значениях:
—   в значении устранения (izala), например слова Всевышнего: «Но Аллах стирает (yansakhu) то, что бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения» (22:52);
—   в значении замены (tabdil), например, «А когда Мы заменяем (baddalna) одно знамение другим...» (16:101)11;
—   в значении перехода, передачи (tahwil), подобно последовательному переходу (tanasukh) наследства от наследника к наследнику12;
—   в значении переноса   (naql) из одной позиции в другую, например, ты переписал книгу, когда ты скопировал все,

что сказано в ней и что написано13 . Макки писал: «Данный вид14   не может иметь место в Коране». Он выражал несогласие с ан-Наххасом, допускавшим это, мотивируя свою позицию тем, что слово nasikh в Коране в данном значении (переписчик) не соотносится со словом mansukh, а соотносится с другими словами 15.
А Са'иди16 говорил: «То, что говорил ан-Наххас, подтверждается словами Всевышнего: «Мы записывали то, что вы совершали» (45:29), а также Его словами: «Он находился в матери книги в Нас, вознесен, мудр» (43:4). Ведь, известно, что ниспосланное из откровения по частям (nujuman)17 целиком находится в матери книг, т. е. хранимой скрижали, как сказано в Его словах: «... в книге сокровенной. Прикасаются к нему только очищенные» (56: 78—79)18.

[2. Отмена не является изменением мнения (bada`)]


Во-вторых19, отмена (naskh) — это то, чем Аллах выделил нашу общину в силу неких мудрых соображений (hikam), например, для того, чтобы дать ей облегчение (taysir). Все мусульмане единодушно считают, что такое допустимо. Иудеи же отвергают отмену, усматривая в этом изменение мнения (bada), как если бы человек имел какое-то мнение, а потом счел его неверным20. Ибо отмена — это разъяснение относительно предела действия установления (hukm), как воскресение после смерти и наоборот, как болезнь после здоровья и наоборот, как бедность после богатства и наоборот. Ни в одном из этих случаев передумывания (bada`) нет, как нет его и в том, что касается повеления (атпr) и запрета (nahy).

[Коран и сунна с точки зрения отмены положений друг друга]21


Ученые расходились во мнениях на этот счет. Одни говорили, что положения Корана могут быть отменены только положениями Корана, основываясь на Его словах: «Всякий раз, как Мы отменяем стих22 или заставляем его забыть, Мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2:106). Они объясняли, что похожим на Коран или лучше Корана может быть только Коран.
Другие говорили: Кроме того, положения Корана могут быть также отменены положениями сунны, потому что и она — от Аллаха, как сказал Всевышний: «И речи он ведет не по прихоти своей» (53:3)23. К этому же разряду относится айат завещания (wasiyya)24, о котором речь впереди.
Третья точка зрения такова: Если положения сунны установлены по повелению Аллаха через откровение25, то они могут отменять Коран. Если же положения сунны установлены на основании личного мнения (ijtihad)26 Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то не отменяют. Данная точка зрения была приведена Ибн Хабибом ан-Найсабури в его комментарии к Корану.
Шафи'и говорил: «Когда имеет место отмена положений Корана Сунной, то вместе с этим есть и другое место в Коране, которое подтверждает данную отмену. И наоборот, когда положения сунны отменяются Кораном, то одновременно есть и другой хадис, который подтверждает отмену, что сделано для того, чтобы стало ясно согласие Корана и сунны между собой. Я разъяснил подобные случаи в своем комментарии на книгу «Свод сводов»27 , посвященную основаниям законоведения (usul), которая написана в стихах».

[3. Что подлежит отмене]28


В-третьих, отмене подлежат только повеления (атr) и запреты (nahy), даже изложенные в повествовательной форме (khabar). Что же касается повествования, не содержащего значения пожела­ния (talab), то отмена к ним не применяется, также как и к обе­щанию и угрозе (al-wa'dwa-1-wa`id). Если ты понял это, тебе становится ясно, сколь неправильно поступают те, кто включает в книги, посвященные отмене, большое количество айатов, содержащих повествование, обещание или угрозу29.

[4. Виды отмены]30


В-четвертых, существует несколько видов отмены:
1)    отмена распоряжения до его исполнения. Это — отмена по сути ('ala-1-haqiqa), как, например, случай с айатом о тайной беседе (najwa)31;
2)    отмена того, что являлось законом для тех, кто был до нас, например, закона о воздаянии (sharal-qisas) и пени (diyya)32, или того, что было общим предписанием (атпrijmaliyy)33, например, отмена обращения [лица во время молитвы] [28] к Иерусалиму на Ка'бу34 или пост Ашура' (saum 'ashura')35 постом в месяц рамадан. Именно подоб­ная отмена называется отменой «преодолением»  (naskh
tajawwuz).
3)    Повеление, обусловленное некоей причиной, затем исчезнувшей, например, повеление мусульманам терпеть и прощать во времена слабости и малочисленности, отмененное впоследствии обязательством сражаться. Данный случай в действительности не является отменой, а относится к разряду предаваемого забвению (munsa)36 , как сказал Всевышний: «...или заставляем его забыть» (2:106). Предаваемым же забвению — до тех времен, пока мусульмане не укрепятся — было повеление сражаться, поскольку в состоянии слабости нормой является терпение по отношению к обидам. Тем самым, мнение, в котором упорствовали многие, полагавшие, что данный айат отменен айатом меча (sayf)37, неверно, т. к. данное повеление относится к преданному забвению. Смысл же этого в том, что всякое данное повеление должно быть исполнено в определенное время, что связанно с поводом  ('ilia), вызвавшим данную норму (hukm). А затем, с изменением повода, совершается переход к другой норме, но не отменяется, т. к. отмена в действительности — это удаление (izala) положения, кото­рому уже не дозволяется следовать.

[Макки о цели и временных границах отмены]


Макки писал: «Ученые считают, что слова Аллаха, являющиеся прямым обращением к людям, содержат указания на время и срок исполнения. Например, Его слова в суре «Корова»: «Извините и отвернитесь, пока придет Аллах со своим повелением» (2:109) являются бесспорной (muhkam) нормой, но не отмененной, ибо исполнение ее ограничено установлением определенным сроком. А к ограниченному сроком отмена не относится.

[5. Суры Корана с т. з. содержащихся в них отменяющих и отмененных айатов]


В-пятых38 , некий ученый писал, что суры Корана с т.з. содержащихся в них отменяющих и отмененных айатов, делятся на несколько частей:
—   суры, которые не содержат ни отменяющих, ни отмененных айатов. Количество этих сур составляет 43: «Открывающая книгу» (№ 1), «Иусуф» (№ 12), «Йа син» (№ 36), «Комнаты» (№ 49), «Милосердный» (№ 55), «Железо» (№ 57),»Ряды» (№ 61), «Собрание» (№ 62), «Запрещение» (№ 66), «Власть» (№ 67), «Неизбежное» (№ 69), «Нух» (№ 71), «Джинны» (№ 72), «Посылаемые» (№ 77), «О чем они расспрашивают» (№ 78), «Вырывающие» (№ 79), «Раскалывание» (№ 82) и последующие три суры — «Обвешивающие» (№ 83), «Раскалывание» (№ 84), «Башни» (№ 85), «Заря» (№ 89) и все последующие суры, кроме сур «Смоковница» (№ 95), «Предвечернее время» (№ 103) и «Неверные» (№ 109);
—   суры, которые содержат как отменяющие, так и отмененные айаты. Количество этих сур составляет 25: «Корова» (№ 2) и три последующие39, «Хадж» (№ 22), «Свет» (№ 24) и следующие за ней две суры40, «Сонмы» (№33), «Саба» (№34), «Верующи» (№40), «Совет» (№42), «Рассеивающие» (№ 51), «Гора» (№ 52), «Падающее» (№ 56), «Препирательство» (№ 58), «Обернутый» (№ 73), «Завернувшийся» (№ 74), «Когда солнце будет скручено» (№ 81), «Предвечернее время» (№ 103)41;
—   суры, которые содержат только отменяющие айаты. Количество этих сур составляет 6: «Победа» (№ 48), «Собрание» (№ 59), «Лицемеры» (№ 63), «Взаимное обманывание» (№ 64), «Развод» (№ 65), «Высочайший» (№ 87);
—   суры, которые содержат только отмененные айаты. Сюда относятся оставшиеся 40 сур. Так он говорил. Но в его словах есть некоторая несогласованность, о которой речь пойдет ниже.

[6. Отмена в Коране с т.з. отмены заповедей (fard) и рекомендации (nadb)]


В-шестых, Макки писал:  «Отменяющее (nasikh) делится на несколько видов:
—   заповедь (fard)42 отменяет заповедь (fard), когда согласно первой заповеди поступать не разрешается, например, отмена заключения (habs) прелюбодеев предписанным нака­занием (hadd)43;
—   заповедь (fard) отменяет заповедь (fard), когда разрешается также поступать и согласно первой заповеди, напри-мер, аиат о стойкости в сражении (musabara)44;
—   заповедь (fard) отменяет рекомендацию (nadb), например, сражение (qital) сначала было предписанием рекомендательного характера (nadb), а затем стало обязательной заповедью (fard);
—   рекомендация (nadb) отменяет заповедь (fard), например, выстаивание ночной молитвы было отменено чтением Корана в айате: «Читайте же, что легко вам из Корана» (73:20).

[7. Типы отмены с т.з. отмены коранического текста (tilawa)45 и правовой нормы (hukm)]


В-седьмых, существует три типа отмены в Коране46:

[1 тип]


1)  отмена коранического текста  (tilawa)  и правовой нормы (hukm)47.
'Аиша говорила: «В том, что было ниспослано, говорилось о десяти отмеренных (ma'lumat) кормлениях грудью, но это было отменено и заменено на пять отмеренных кормлений.  И когда скончался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова об этом остались тем, что читается в Коране». Данный хадис передают оба шейха48.
По поводу сказанного 'Аишей высказывалось мнение, что ее выражение «а слова об этом остались тем, что читается в Коране» по прямому смыслу, казалось бы, означает сохранение текста, но это не так.
— Я полагаю, что слова Аиши могли значить одно из двух: либо — «приблизилась кончина»49, либо — то, что читалось50, тоже было отменено, но это дошло до людей только после кончины посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И поэтому, когда он скончался, некоторые люди еще продолжали читать эти слова.
Абу Муса ал-Аш'ари51 также писал: «Эти слова были ниспосланы, затем отменены».
И Макки писал: «В данном примере отмененный текст больше не читается и отменяющий текст также более не читается. Я не знаю ни одного другого примера, подобного этому». Конец цитаты.

[2 тип]


2) Отмена правовой нормы (hukm) при сохранении коранического текста (tilawa)52 . Этому типу отмены посвящены многочисленные сочинения, но на самом деле, примеров подобного рода, очень немного, хотя ученые и усердствовали в перечислении айатов, относимых сюда, что потребовало разъяснений истинных знатоков, таких как кади Абу Бакр ибн ал- Араби, которые в совершенстве знали этот предмет.

[Об отмене и сходных с ней явлениях]


Я полагаю, что айаты, приведенные большинством ученых, можно поделить на несколько групп.
Одна группа — это айаты, в которых не содержится ни отмены, ни уточнения (takhsis) чего-либо, [29] и которые ни к тому, ни к другому не имеют отношения ни с какой стороны. Примером могут служить слова Всевышнего: «...и расходуют из того, чем Мы их наделили» (8:3), «...Расходуйте из того, чем Мы вас наделили...» (2:254) и тому подобные айаты. Многие ученые писали: «Эти айаты отменены айатом о закате (zakat)53, что, однако, неверно, и они остаются. Что касается первого из них, то это похвала людям за то, что они расходуют, в повествовательной форме. Этот айат можно толковать как относящийся и к закату, и к расходам на людей, и к тратам на рекомендуемые цели, например, материальная помощь нуждающимся (idana) или отчисления сверх установленной нормы (idafa). Ничто в айате не указывает на то, что речь идет о каких-то обязательных расходах, помимо заката.
Второй же айат правомерно отнести к закату, и именно таким образом его и толковали.
Другой пример — слова Всевышнего: «Разве Аллах не лучший из решающих» (95:8). Об этом айате говорят, что он отменен айатом меча (sayf)54. Ведь Аллах лучший из решающих всегда, вечно. Эти слова и не могут быть отменены, даже если смысл их состоит в призыве вверить все Аллаху и не размышлять о возмездии самому55.
Другой пример — слова Его в суре «Корова»: «Говорите людям хорошее» (2:83). Некоторые ученые считают их отмененными айатом меча (sayf), что Ибн ал-Хассар полагал ошибкой, на том основании, что айат представляет собой рассказ о том, какой договор был взят с сынов Израиля. Другими словами, это — историческое повествование (khabar), к которому не применима отмена, что относится и к другим подобным случаям.
Другая группа содержит уточненные (makhsus), но не отмененные айаты. Ибн ал-'Араби написал целое сочинение на эту тему и преуспел. Сюда относятся, например, айаты «Поистине, человек ведь в убытке, кроме тех, которые уверовали» (103:2-3), «И поэты — за ними следуют заблудшие» (26:224), «...кроме тех, которые уверовали...» (26:227), «Извините и отвернитесь, пока придет Аллах со своим повелением» (2:109) и другие айаты, подвергшиеся уточнению путем исключения (istithna) или ограничения срока (ghaya). Те же, кто относил данные айаты к отмененным, ошибался.
Сюда же относится айат «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» (2:221). Некоторые ученые полагают, что он отменен айатом «Сегодня разрешены вам блага ... и целомудрен­ные из тех, кому даровано писание до вас...» (5:5)56, но на самом деле, здесь имеет место только уточнение.
Еще одна группа содержит айаты, в которых упраздняется то, что было принято в доисламскую эпоху (jahiliyya) или в законах тех, кто был до нас, или существовало в раннеисламскую эпоху, но не было упомянуто в Коране, например, запрет жениться на женах отцов, изменение статуса кровного возмездия за убитого (qisas) и пени (diyya), ограничение возможности разводиться тремя разами57. Конечно, можно включить все эти айаты в разряд отменяющих. Однако, более логично исключать их из этого разряда. Именно подобное решение упоминали Макки и другие на том основании, что если данные айаты отнести к отменяющим, то и весь Коран можно было бы считать отменяющим, ибо весь текст его или большая его часть упраздняет законы неверующих и людей писания. Эти ученые говорили: «На самом деле, к разряду отменяющего и отмененного относится только тот случай, когда один айат отменяет другой айат». Конец цитаты.
Из упомянутых трех видов выделяется последний: упразднение того, что было принято в раннеисламскую эпоху, ибо для включения его в разряд отмененного и отменяющего имеется больше оснований, чем для двух других видов.

 

[Список отменяющих айатов по сурам]

Если вы согласитесь с этим, то тогда из айатов, относимых большинством ученых к разряду отменяющего и отмененного, как, например, айаты извинения (safh) и прощения (`afw)58, при при­знании того, что айат меча (sayf) не отменяет их, исключаются многие айаты. Остается небольшое количество айатов, полностью соответствующих концепции отмены. Я перечислил их, сопровождая необходимыми аргументами, в небольшой книжке, а здесь я перечислю их с некоторой редакцией. Итак, из суры «Корова»:
— Слова Всевышнего «Предписано вам, когда предстанет к кому-нибудь из вас смерть, если он оставляет добро, завещание...» (2:180), данный айат отменен. Одни полагают айатом о наследстве» (mawarith)59, другие — хадисом «Нет завещания для наследника»60, третья группа ученых полагает, что совокупным мнением правоведов. Передал Ибн ал-'Араби.
—   Слова Всевышнего «...а на тех, которые могут это, — выкуп...» (2:184), как полагают, отменены Его словами: «...и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту...» (2:185). Другие же говорили, что отмена должна быть бесспорной (muhkam), а не дискуссионной (muqaddar)61.
—   Слова Его «Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам» (2:187) отменяют Его слова «...так же как он предписан тем, кто был до вас...» (2:183), потому что они имеют в виду согласие с теми, кому был предписан запрет на прием пищи и супружеские отношения даже ночью. Это упоминал Ибн ал- Араби, который также передавал и другое мнение, а именно, что айат отменяет то, что было санкционировано Сунной.
—   Слова Всевышнего «Спрашивают они тебя о запретном месяце...» (2:217) — айат, отмененный Его словами «...и сражайтесь все с многобожниками...» и далее до конца айата (9:36). Ибн Джарир выводил это от 'Ата' ибн Майсары.
—   Слова Всевышнего «...а те из вас, которые упокоятся...» (2:240) и до слов «...пользование до года...» (2:234) отменены айатом о 4 месяцах и 10 днях (arba`atashhurwa`ashr)62
—   Слова Всевышнего «...Если вы обнаружите то, что в ваших душах, или скроете это, Аллах взыщет с вас за это расчет...» (2:284) отменены Его последующими словами «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее...» (2:286).
Из суры «Семейство  Имрана»:
—   Слова Всевышнего «...Бойтесь Аллаха должным страхом...» (3:102); одни полагают, что их отменяют слова «...бойтесь же Аллаха, как можете...» (64:16), другие полагают, что нет, ибо эти слова относятся к бесспорному (muhkam), в Коране. И больше в этой суре нет ничего, кроме приведенного айата, о чем было бы верно утверждение, что оно отменено.

Из суры «Женщины»:
—   Слова Всевышнего «...а те, с которыми ваши клятвы укрепили договор, — давайте им их долю...» (4:33) отменены Его словами «...обладатели же родства — одни ближе другим в писании Аллаха...» ( 8:75 )63.
—   Слова Всевышнего «...а если присутствуют при разделе...» и далее до конца айата (4:8). Одни полагают, что они отменены, другие — нет, но люди обычно не руководствуются этими словами в своих действиях.
—   Слова Всевышнего «а те из ваших женщин, которые совершают мерзость...» и далее до конца айата (4:15), отменены айатом из суры «Свет» (24:2).
Из суры «Трапеза»:
—   Слова Всевышнего «...ни запретного месяца...» (5:2) отменены разрешением сражаться в этот месяц 64.
—   Слова Всевышнего «...Если они придут к тебе, то рассу­ди между ними или отвернись от них...» (5:42) отменены Его словами «И суди между ними по тому, что низвел Аллах...»(5:49).
—   Слова Всевышнего «...или два других не из вас...» (5:106) отменены Его словами «...И возьмите свидетель­ство двух справедливых среди вас...» (65:2).
Из суры «Добыча»:
—   Слова Всевышнего «...Если будет среди вас двадцать терпеливых...»   и далее до конца айата (8:65) отменены

следующим айатом65. Из суры «Отречение»:
—   Слова Всевышнего «Выступайте легкими и тяжелыми...» (9:41) отменены айатом извинения ('udhr), т. е. словами Его «Нет греха на слепом...» и далее до конца айата (48:17), а также словами Всевышнего «Нет тягости ни на слабых...» и далее два айата (9:91-92) и словами Его «Не следует верующим выступать всем...» (9:122).
Из суры «Свет»:
—   Слова Всевышнего «Прелюбодей женится только на прелюбодейке...» и далее до конца айата (24:3) отменены Его словами «И выдавайте в брак безбрачных среди вас...» (24:32).
—  Слова Всевышнего «...Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы...» и далее до конца айата (24:58) одни полагают отмененными, другие — нет, но люди обычно не руководствуются в своих действиях этим айатом. Из суры «Сонмы»:
—   Слова Всевышнего «...тебе не дозволяются больше женщины...» и далее до конца айата (33:52) отменены Его словами «Мы разрешили тебе твоими женами...» и далее до конца айата (33:50).
Из суры «Препирательство»:
—   Слова Всевышнего «Когда беседуете втайне с посланником, то выдвиньте...» и далее до конца айата (58:12) от менены следующим айатом 66.
Из суры «Испытуемая»:
—   Слова Всевышнего «...давайте тем, у которых жены их ушли, столько же, сколь они издержали...» (6-:11) одни полагают отмененными айатом меча (sayf)67, другие — айатом добычи (ghanima)68, но третьи полагают, что этот айат бесспорный (muhkam).
Из суры «Обернутый»:
—   Слова Его  «Простаивай ночь, если не немного»  (73:2) считаются отмененными концовкой суры 69, которая, в свою очередь, отменена пятью молитвами. Таковы 21 отмененных айата, при том, что относительно некоторых из них существуют разные мнения. Говорить о каких-то других отмененных айатах неверно. Правильнее считать, что айаты о разрешении (isti'dhan)70 и разделе (qasama)71 являются бесспорными (ihkam). Тогда остается 19 айатов. К ним можно добавить слова Всевышнего (2:115) на основании суждения Ибн 'Аббаса, что они отменены словами Его «...обращай свое лицо в сторону запретной мечети...» и далее до конца айата (2:149). Тогда получится ровно 20 отмененных айатов.
Я зарифмовал их в следующие бейты:
Люди множили количество отмененного
И включали в него бесчисленные айаты.
Вот выверенные айаты, к которым ничего не прибавить.
Их 20 выверенных искусными знатоками и великими учеными.
Айаты обращения, где бы человек ни был (2:115), И чтобы оставлял завещание родичам перед смертью умирающий (2:180),
И запрет кушающему ночью приближения (2:183),
И выкуп за того, кто в состоянии поститься, но не постился по известным причинам (2:184),
И «должным страхом», что подтверждено верным свидетель­ством (3:102),
И в запретные месяцы сражение с неверными (2:217), (5:2),
И отсчет года при завещании ей (2:240),
И чтобы они были судимы (5:42), и слова о душе и мысли (2:284),
И клятвы (4:33), и заключение для совершивших мерзость (4:15),
И отказ от свидетельства неверных (5:106), и терпение (8:65),
и «не следует» (9:41),
И запрет на брак с прелюбодеем и прелюбодейкой (24:3),
И нет для Избранника в счете ограничений (33:52),
И выплата выкупа за ту, которая пришла (60:11),
О тайной  беседе  (58:12),  а также  предписание выстаивать
ночь (73:2),
И добавляется айат просьбы о разрешении теми, кем овладели (24:58),
И айат о разделе после тех, кто ушел (4:8) — добавка.

[Смысл отмены нормы при сохранении текста]


Вы спросите72, в чем смысл отмены нормы при сохранении коранического текста?
В ответе можно выделить два момента:
1)     Коран наряду с тем, что читается для того, чтобы узнать правовую норму и действовать в соответствии с ней, читается также и потому, что он есть слово Аллаха, и за это положена награда. Именно поэтому сохранен текст данной правовой нормы.
2)    Отмена в большинстве случаев бывает для облегчения, а коранический текст сохраняется как напоминание о дарованной милости и отмененных тяготах.
Что же касается мест в Коране, где отменяется то, что имело место в доисламскую эпоху (jahiliyya), или в законе наших предшественников, или в раннеисламскую эпоху, то количество подобных айатов также очень невелико, как, например, замена обращения в молитве в сторону Иерусалима айатом о кибле, поста 'Ашура' на пост в месяц Рамадан и другие случаи, которые я привел в своей книге, упоминавшейся ранее.

Отдельные поучения


Некий ученый73 писал: «В Коране отмененный айат всегда предшествует отменяющему. Исключением являются два айата: айат о количестве дней» ('idda) из суры «Корова»74 и слова Его «...тебе не дозволяется больше женщины» (33:52). Об этих аиатах шларечь выше75.
Некий ученый добавил сюда третий айат из суры «Сбор» — айат о трофеях (fay')76, основываясь на мнении тех, кто полагал, что этот айат отменен айатом из суры «Добыча»: «И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу...» (8:41).
Ряд ученых добавляли еще четвертый айат, а именно: «Держись прощения...» (7:199), понимаемого как относящегося к излишкам средств, основываясь на мнении тех, кто полагал этот айат отмененным айатом заката 77 .
Ибн ал-'Араби писал78: «В Коране все слова о прощении (safh) неверных и о том, что их следует сторониться и избегать, все они отменены айатом меча (sayf), т. е. «А когда закончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников...» и далее до конца айата (9:5), который отменил 124 айата, а затем концовка айата отменила его начало». Конец цитаты.      Об   этом   уже   шла речь выше.
Он писал также79: «К необычным случаям отмены относятся слова Всевышнего «Держись прощения...» и далее до конца айата (7:199). Дело в том, что начало его, а также концовка, т. е. слова «...отстранись от невежд» отменены, а середина, т. е. слова «...побуждай к добру...», являются бесспорными (muhkam).
Далее он писал: «Другим дивным примером отмены является айат, начало которого отменено его концовкой. Это айат, аналога которому нет: «...На вас — забота только о ваших душах. Не повредит вам тот, кто заблудился, если вы идете прямо...» (ihtadaytum) (5:105), ведь прямой путь означает призыв делать добро и удерживать от зла, а это отменяет слова «...На вас — забота только о ваших душах...»80.
Са'иди писал 81 : «Никогда отмена не имела места дольше, чем со словами Всевышнего «Скажи: Я — не новинка среди посланни­ков...» и далее до конца айата (46:9). Этот айат имел силу в тече­ние 16 лет, пока не был отменен началом суры «Победа» (№ 48)82 в год стояния у Худайбиййи.
Хибатуллах ибн Саллама ад-Дарир83 по поводу слов Всевышнего «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней...» и далее до конца айата (76:8) говорил: «В этом айате отменено слово «и пленника»84, имея в виду пленников из многобожников. Когда ему читали его книгу, присутствовала дочь, и когда дошли до этого места, она сказала ему: «Ты ошибся, отец». Он спросил: «Почему?» Она ответила: «Все мусульмане единодушно считают, что пленника нужно кормить, а не морить голодом». Он сказал: «Ты права».
Шайдала писал в «Доказательстве»85: «Возможна отмена отменяющего айата, который, в свою очередь, становится отмененным, например, слова Его «У вас — ваша вера, и у меня — моя вера» (109:6) отменены словами Всевышнего «...то избивайте многобожников...» (9:5), которые затем были отменены Его словами «...пока они не дадут откупа...» (9:29)86. Таково мнение Шайдалы, но его пример не выглядит убедительным, в силу двух соображений:
а)  приведенного выше;
б)  сводящегося к тому, что слова Его «...пока они не дадут откупа...» (9:29) являются уточняющими (mukhassas) к айату, а не отменяющими.
Однако, есть хорошие примеры данного положения. Так, концовка суры «Обернутый» (№ 73) отменяет начало этой суры, в свою очередь, она отменена заповедью обязательно молиться пя­тикратной молитвой87.
Другой пример: слова Его «Выступайте легкими и тяжелыми...» (9:41) являются отменяющими айат воздержания от напа­дения (kaff)88, в свою очередь, отмененный айатом извинения Cudhr)89.
Абу 'Убайд выводил от ал-Хасана и Абу Майсары90, которые говорили: «В суре «Трапеза» (№ 5) нет отмененных айатов. Однако, это не является бесспорным, в силу того, что передается в «Дополнении» от Ибн 'Аббаса, который говорил, что слова Его «...то рассуди между ними или отвернись от них...» (5:42) отменены словами «И суди [32] между ними по тому, что низвел Аллах...»(5:49).
Абу Убайд и другие выводили от Ибн 'Аббаса, который говорил: «Первое, что было отменено в Коране, это кибла».
Абу Давуд в своей книге «Отменяющее в Коране и отмененное» приводил, перечисляя отменяющие айаты, еще одну точку зрения: «Первый отменяющий айат в Коране, это айат о кибле91,затем айат о первом посте92».
Макки писал: «А раз так, то значит среди мекканских айатов нет отменяющих». Однако, отмечали, что среди них все-таки есть отменяющие, например, слова Всевышнего в суре «Прощающий» (№40): «...а ангелы возносят хвалу своего Господа и просят прощения тем, кто уверовал...»93 являются отменяющими для Его слов: «...и просят прощения тем, кто на земле...» (42:5).
Я говорю, что еще лучшим примером является отмена выстаивания ночи, когда начало суры «Обернутый» (№ 73) было отменено установлением обязательных пяти молитв, а эти айаты, по общему согласию, относятся к мекканским.

Примечание [Ибн ал-Хассар о критериях установленияналичия отмены]


Ибн ал-Хассар писал: «При установлении наличия отмены опираются на прямое высказывание, переданное от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или от кого-то из его сподвижников, если кто-то из них сказал: «Такой-то айат отменяет такой-то».
Он также писал: «Таким прямым высказыванием можно руководствоваться, когда возникает неразрешимое противоречие между данными исторической науки, определяющими более ранние и более поздние тексты».
Он же говорил: «В установлении наличия отмены нельзя основываться ни на общем мнении толкователей Корана, ни на индивидуальных решениях (ijtihad) ученых (mujtahid), если нет достоверной передачи, не содержащей противоречий. Дело в том, что отмена представляет собой снятие одной правовой нормы и установление другой, что происходило в эпоху посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в силу чего, в этом вопросе опираются на данные предания и истории, а не на индивидуальное решение (ijtihad) или собственное мнение (rа'у)».
Он же говорил: «Люди в этом вопросе могут впадать в одну из крайностей. Среди них есть те, кто говорит, что в установлении отмены неприемлимы сообщения отдельных людей, даже заслуживающих доверия ('udul). И есть те, кто проявляет большую снисходительность, довольствуясь мнением какого-либо толкователя или законоведа (mujtahid). Истина же не принадлежит ни тем, ни другим». Конец цитаты.

[3 тип]


3) отмена коранического текста при сохранении правовой нормы 94.
Некий ученый задает в связи с этим следующий вопрос95: «В чем смысл отмены коранического текста (tilawa) при сохранении правовой нормы? Почему бы не оставить коранический текст, чтобы руководствоваться правовой нормой и одновременно получать вознаграждение, читая сам текст!»
Автор «Ветвей ответвлений»96 отвечал: «Цель — дать людям этой общины возможность показать степень своего повиновения и, не тратя жизнь на соревнование в бесконечных умствованиях и выяснении деталей, поспешить исполнить однозначно предначертанное им. И люди следуют путем простым и определенным, подобно Ибрахиму — другу Аллаха — который спешил принести в жертву своего сына, как было велено ему во сне, а ведь сон — это самый низший уровень откровения 97».
Примеров этого типа много. Абу 'Убайд писал: Исма'ил ибн Ибрахим98 передавал через Аййуба99 через Нафи'а100 от Ибн 'Умара101 , который говорил: «Пусть ни один из вас не скажет: «Я знаю весь Коран», откуда ему знать, что такое весь Коран!
Ведь очень многое из Корана ушло (dhahaba). Пусть он говорит: «Я знаю из него то, что было явлено».
Он писал также: «Ибн Аби Марйам102 передавал через Ибн Лахи'а103 через Абу-л-Асвада через 'Урву ибн аз-Зубайра104 от 'Аиши, которая говорила: «В суре «Сонмы» (№ 33) во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, читали 200 айатов. А когда 'Усман составил список Корана, в ней осталось только то, что мы имеем сегодня»105.
Он писал: «Нам передавал Исма'ил ибн Джа'фар106 от ал-Мубарака ибн Фадали107 от 'Асима ибн Аби-н-Нуджуда108 от Зирра ибн Хубайша109, который говорил: «Убаай ибн Ка'б спросил меня: «Сколько айатов насчитывается в суре «Сонмы»? Я ответил: «72 или 73 айата». Он сказал: «А ведь она была равна суре «Корова»110 . И в ней мы читали айат о побиении камнями (rajm)».А я спросил: «Что это за айат о побиении камнями (rajm)?» Он сказал: «Взрослые мужчина и женщина, имеющие семьи, если совершат они прелюбодеяние, забейте их камнями до смерти, в наказа­ние от Аллаха, ведь Аллах великий, мудрый!»111
Он писал: «Нам передавал 'Абдаллах ибн Салих112 через Лайса113 через Халида ибн Иазида114 через Са'ида ибн Аби Хилала115 через Марвана ибн 'Усмана116 от Аби Умамы ибн Сахла117, который рассказывал, что его тетя говорила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал из Корана айат о побиении камнями (rajm): «Взрослые мужчина и женщина, имеющие семьи забивайте их камнями совсем за проведенное наслаждение118 ».
Он также писал: «Нам передавал Хаджжадж119 через Ибн Джурайджа120, которому передавал Ибн Аби Хамид121 через Хамиду бинт Аби Иунус122 , которая рассказывала: «Читал мне отец, когда ему было [33] 80 лет, из Корана, принадлежавшего 'Аише: «Аллах и ангелы его молятся за пророка: «О вы, которые уверовали! Молитесь за него и всегда приветствуйте его. И за тех, кто молится в первых рядах». Он читал это до того, как 'Усман внес изменения в списки».
Он же писал: «'Абдаллах ибн Салих передавал через Хишама ибн Са'да123 через Зайда ибн Аслама через 'Ата' ибн Иасара124 от Аби Вакида ал-Лайси125, который рассказывал: «Когда Пророк да благословит его Аллах и приветствует, получал откровение, мы приходили, и он учил нас тому, что было в том откровении. Однажды я пришел к нему, а он говорит: «Аллах сказал: «Мы ниспосылаем средства (mal) для совершения молитвы и раздачи милостыни. Но если у человека есть один надел земли (wadi)126 , он хочет, чтобы их было два, а если их два, он хочет, чтобы их было три. Ненасытность сынов Адама утолит только земля, набившая их брюхо. Аллах же принимает раскаяние тех, кто раскаивается».
Ал-Хаким выводил в «Дополнении» от Убаййа ибн Ка`ба, который рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил мне: «Аллах велел мне читать тебе из Корана: «Те, которые не веровали из людей писания и многобожников, не отделялись» (98:1). А в продолжение было сказано: «Если сын Адама попросит надел земли (wadi) во владение, и ты дашь ему, он попросит второй. Когда он попросит второй, и ты дашь ему, он попросит третий. Ненасытность сынов Адама утолит только земля, набившая их брюхо. А Аллах принимает раскаяние тех, кто раскаивается. Вера у Аллаха — это ханифство (ханифийа), а не иудаизм и не христианство. Кто сделает добро, того не минует благодарность».
Абу 'Убайд говорил: «Нам передавал Хаджжадж через Хаммада ибн Саламу127 через 'Али ибн Зайда128 через Абу Харба ибн Аби-л-Асвада129 от Абу Мусы ал-Аш'ари, который рассказывал: «Была ниспослана сура, длиной примерно с суру «Отречение», затем она была вознесена обратно (rufi'at) , и из нее осталось только: «Аллах укрепит этой религией разные народы, которые остались неприобщенными к добру (lakhalaqlahum)130 . Если у сына Ада­ма будет два надела земли во владении, то он захочет три. Ненасытность сынов Адама утолит только земля, набившая их брюхо. А Аллах принимает раскаяние тех, кто раскаивается».
Ибн Аби Хатим выводит от Абу Мусы ал-Аш'ари, который рассказывал: «Мы читали суру, которая казалась нам похожей на суры «Мусаббихат» (musabbihat)131 , она была стерта из нашей памяти, и запомнил я из нее слова: «О вы, которые уверовали! Не говорите того, что не делаете. Ведь шахада (shahada) будет записана на вашем горле, и вы будете спрошены о ней в день воскресения (yawmal-qiyama)».
Абу 'Убайд говорил: «Хаджжадж передавал через Са'ида через ал-Хакама ибн 'Утайбы132 от 'Ади ибн 'Ада133, который говорил: «'Умар рассказывал, как они читали: «Не отворачивайтесь от ваших отцов, это для вас безбожие», затем он спросил Зайда ибн Сабита: «Так ли?» Тот ответил: «Да, так».
Он также писал: «Ибн Аби Марйам передавал через Нафи'а ибн 'Умара ал-Джумахи134 через Ибн Аби Мулайку от ал-Мисвара ибн Махрама135, который рассказывал: «'Умар сказал 'Абд ар-Рахману ибн 'Ауфу136: «Ты разве не помнишь, что нам было ниспослано: «Усердствуйте (jahidu), как вы усердствовали в самом начале»? А теперь я его не нахожу». Тот ответил: «Эти слова выпали вместе с тем, что выпало из Корана».
Он писал: «Нам передавал Ибн Аби Марйам через Абу Лахи'а через Йазида ибн 'Амра ал-Ма'афири137 от Абу Суфйана ал-Кала'и138 , что Маслама ибн Махлад ал-Ансари139 сказал им однажды: «Расскажите мне о двух айатах из Корана, которые не вошли в письменный свод». Но они не смогли ничего сказать. А среди них был Абу Куннуд Са'д ибн Малик140 . И тогда Маслама сказал: «Поистине, те которые уверовали и выселились и боролись на пути Аллаха своим имуществом и душами, возрадуйтесь благой вести, вы обрели успех. А те, которые приютили их, и помогли им, заступались за них перед теми людьми, на которых гнев Аллаха, то душа их и не знает, что за усладу заготовил Я для них в награду за то, они делали».
Табарани выводил в «Большом словаре» от Ибн 'Умара, который рассказывал: «Два человека прочитали суру, которой их нау­чил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они оба читали ее. Однажды ночью они встали молиться, но не смогли произнести и харфа из нее. Рано утром они отправились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказали ему об этом. А он ответил им: «Она из того, что отменено, поэтому забудьте о ней».
В обоих «Сахихах» от Анаса передается рассказ об отряде мусульман в Би'р Ма'уна141 , которых [34] убили, и о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал в молитве (qanatayad'u) их убийц. Анас говорил: «О них было ниспослано из Корана то, что мы читали, пока оно не было вознесено назад: «Передайте о нас людям нашим, что мы встретили Господа нашего, и Он доволен нами и нас сделал довольными».
В «Дополнении» передается от Хузайфы142, который говорил: «Что вы читаете? Четверть ее?», а имел он в виду суру «Отречение» (№ 9)143».
Ал-Хусайн ибн ал-Мунада144 в своей книге «Отменяющее и отмененное» писал: «Из того, что было упразднено из письменного текста (rasm) Корана, но память о чем не была стерта из сердец — две суры, читающиеся в молитве витр (witr)145 во время ку-нута (qunut)146. Эти суры назывались «Низложение» (khal') и «Служение» (hafd)147.

Примечание
[Разные взгляды на третий вид отмены]


Кади Абу Бакр148 в своей книге «Победа» передавал мнение целого ряда ученых, которые отрицали этот вид на том основании, что все предания передаются только отдельными людьми. Они полагали, что нельзя выносить окончательное суждение по поводу ниспослания Корана и отмены в нем на основе единичных свидетельств, которые не являются доказательствами.
Абу Бакр ар-Рази писал: «Действительная отмена написания и чтения имеет место тогда, когда Аллах заставляет забыть слова, стирает их из мыслей и повелевает отказаться от их написания и чтения в списке Корана. Тогда, с течением времени эти слова забываются, как это было и с другими древними писаниями, о которых говорится в Коране: «Поистине, это — в свитках первых, свитках Ибрахима и Мусы» (87:18,19), из которых сегодня ничего не известно» 149.
Не лишено смысла предположение, что некий текст существовал во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а когда он умер, текст уже не читался в составе Корана, или же что он читался даже после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его писали в списке Корана, а уже потом Аллах заставил забыть его и стер из их умов. Отмена же в полном смысле этого слова чего-то из Корана после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, невозможна». Конец цитаты.
Заркаши писал в «Доказательстве» о высказывании 'Умара: «Если бы не люди, которые могут сказать, что 'Умар сделал приписку к писанию Аллаха, я вписал бы его собственной рукой», имевшего в виду айат о побиении камнями (rajm), следующее:
«Из прямого смысла этих слов следует, что вписать айат было допустимо, но препятствием оказалось возможное мнение людей. Бывает так, что допустимое само по себе может оказаться невозможным из-за какого-то внешнего препятствия. А если это было возможным, то отсюда с необходимостью следует, что оно было твердо установлено, ибо именно на таком основании производилась запись151. Однако, могли бы сказать, что если бы чтение этого айата продолжалось, то 'Умар взял бы на себя смелость вписать его, не обращая внимания на людей, потому что то, что говорят люди, не может быть препятствием.
Короче говоря, обязательность записи этого текста представляется проблематичной.
Возможно, 'Умар полагал, что есть только одно свидетельство, а коранический текст таким образом не устанавливается, подобное допустимо при установлении нормы закона (hukm). Именно на этом основании Ибн Зафар в книге «Источник»152 отрицал возможность отнесения данного случая к числу того, чтение чего было отменено.
Ибн Зафар говорил: «В действительности, это относится к то­му, что предано забвению (munsa`), а не отменено. Их часто пу­тают. А разница состоит в том, что забытое как текст может пом­ниться как заповедь (hukm)». Конец цитаты153.
Слова же Заркаши о единичном сообщении (khabarwahid) сле­дует отклонить, поскольку точно установлено, что 'Умар этот текст получил от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ал-Хаким выводил от Касира ибн ас-Салта154, который говорил: «Зайд ибн Сабит и Са'ид ибн ал-'Ас155 составляли свод Корана, и когда они дошли до этого айата, Зайд сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха говорил: «Взрослые мужчина и женщина, если совершат они прелюбодеяние, забейте их камнями до смерти». А 'Умар по этому поводу говорил: «Когда этот айат был ниспослан, я подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Мне записать его?», что, как мне показалось, не понрави­лось ему. И 'Умар продолжал: «Разве ты не видишь, что иногда взрослого мужчину, совершившего прелюбодеяние и совсем не це­ломудренного, всего лишь побивают кнутом, а юношу, совершивше­го прелюбодеяние, будучи целомудренным, забивают камнями».
Ибн Хаджар156 писал в комментарии к «Путеводителю»157 : «Из этого хадиса можно понять причину отмены текста данного айата, которая была сделана для того, чтобы при определении наказания не было явного свидетельства степени распространения этого установления».
Я же говорю: «В связи с этим мне пришла на ум хорошая мысль. Отмена была сделана для того, чтобы дать послабление (takhfif) общине (итта), состоящее в том, что текст айата ни в письменной форме в составе свода, ни в устной не является общеизвестным, хотя сама норма и остается действующей. Ведь это одно из самых строгих, суровых установлений, влекущее за собой одно из самых жестоких наказаний. В отмене есть намек на возможность утаивания (satr)».
Ан-Наса'и выводил: «Марван ибн ал-Хакам158 говорил Зайду ибн Сабиту: «А ты не включишь этот айат в свод?» и продолжал: «Разве ты не видишь, что иногда двое молодых людей, уже расторгших брак, побивают камнями». Зайд же отвечал: «Мы говорили об этом 'Умару, а он ответил: «Я постараюсь вам помочь» и обратился к посланнику Аллаха: «Посланник Аллаха! Дай мне записать айат о побиении камнями (rajm)». А он ответил: [35] «Не могу».
Ибн ад-Дурайс в «Достоинствах Корана» выводил через Иа'ла ибн ал-Хакима159 от Зайда Ибн Аслама, что 'Умар обратился в проповеди к народу и сказал: «Не сомневайтесь в айате о побиении камнями (rajm), он — истинный, я думал записать его в свод, но спросил Убаййа ибн Ка'ба, а тот сказал: «Разве это не ты пришел ко мне, когда мы вычитывали с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, текст Корана, и не толкнул меня в грудь, сказав: «Включи в то, что ты ему читаешь, айат о побиении камнями (rajm), а то они спариваются как ослы!»
Ибн ал-Хаджар писал: «В этом — указание на причину от­мены текста этого айата, а именно отсутствие согласия».

Примечание
[Об отмене без замены]


Ибн ал-Хассар в связи с учением об отмене писал: «Если спросят, как может быть отмена при отсутствии замены, ведь Всевышний сказал: «Всякий раз, когда мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него...» (2:106), и это свидетельство, в котором нет сомнения».
Ответ сводится к следующему: «Все, что утверждается сейчас и не отменено, является заменой тому, чтение чего было отменено. Все же, что Аллах отменил из Корана, и что мы сейчас не знаем, он заменил тем, что мы знаем, и смысл чего дошел до нас в бесспорной передаче».

 



Hosted by uCoz