Совершенство в Коранических науках

 

 

 

 

При исользование материала ссылка на сайт обязательна

Коментарии

Глава 47

1.  Эта глава у Суйути во многом опирается на соответствующую главу в трактате Заркаши, которую он прямо цитирует в изложении данного вопроса, см. Заркаши «Бурхан», глава 35 «О кажущемся противоречии», т. 2, с. 45—67.
2.  Прозвище Абу 'Али Мухаммада ибн ал-Мустанира (ум. 821), грамматиста и лексикографа из Басры, учившегося у Сибавайхи и впервые обратившегося к проблеме слов с противоположными значениями, которым он посвятил отдельный труд.
3.   Начало главы у Суйути, за исключением упоминания Кутруба, представляет собой дословную цитату из Заркаши, которой у него также открывается соответствующая глава.
4.  Весь этот раздел об Ибн 'Аббасе в тексте Заркаши отсутствует и представляет собой собственное добавление Суйути.
5.  Ма'мар ибн ал-Мусанна, Абу 'Убайда (728—824), крупный басрийский филолог и языковед.
6.  Са'ид ибн Джубайр ал-Асади, Абу 'Абдаллах (665—714), куфийский комментатор и хадисовед, ученик Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара, абиссинец по происхождению. Играл в шахматы вслепую. Участвовал в восстании Ибн аз-Зубайра.
7. «Разве вы не веруете в того, кто сотворил (khalaqa) землю в два дня и делаете Ему равных? Это — Господь миров! И устроил (ja'ala) Он на ней прочно стоящие сверху ее; и благословил ее и распределил на ней ее пропи­тание в четыре дня — равно для всех просящих. Потом утвердился Он к небесам — а они были дымом — и сказал им и земле: «Приходите добровольно или невольно!» И сказали они: «Мы приходим добровольно».
8.  Например, (48:21): «И был Аллах мощным над всякой вещью».
9.  Ср.: «Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (36:65).
10.   Данная фраза составлена из различных коранических цитат и слов Ибн 'Аббаса.
11.   Данная фраза представляет собой коллаж из коранических цитат и собственных слов Ибн 'Аббаса, ср. Коран (41:9—12).
12.   Глагол капа может как выражать чистую идею существования, так и нести функцию вспомогательного глагола, имея значение «являться чем-то». Только последний случай и встречается в Коране. Ибн 'Аббас и наследующая ему традиция утверждают, что в Коране этот глагол используется только в первом значении.
13.   «Дополнение» (Мустадрак) к двум каноническим сборникам хадисов — Бухари и Муслима.
14.   Сборник хадисов Бухари.
15.   Им. в виду комментарий к своду Бухари под названием «Фатх ал-Бари'» (Победа Творца), который считается в традиции наиболее авторитетным.
16.   Атрибуты Аллаха.
17.   В мусульманской эсхатологии — мост, протянутый между миром живых и раем. Праведники легко смогут преодолеть его и попадут в рай, тогда как грешники упадут вниз, в ад.
18.   Абу 'Умар ал-Кинди, известный как Зазан (ум. 701), крупный куфийский хадисовед.
19.   Нафи' ибн ал-Азрак, ал-Ханафи ал-Ханзали (ум. 685), первый теоретик хариджитов, лидер одного из радикальных ответвлений этого движения, названного в его честь азракизмом.
20.   «Сахих» Муслима, № 5270.
21.   Имеется в виду отрывок из Корана, полностью приведенный в сноске 7: «...и распределил на ней ее пропитание в четыре дня — равно для всех просящих. Потом утвердился Он к небесам...»
22.   Во времени.
23.   В контексте данной суры, в которой сравниваются судьбы праведника и грешника, слово «потом» передает значение логической, а не временной последовательности.
24.   В Иткан-1988 имеется другой вариант: «чтобы распознать (ta'aruf) два акта творения».
25.   То есть устроение земли началось одновременно с ее сотворением (см. сноску 1).
26.   Мухаммад ибн Иусуф ибн 'Али ибн Са'ид Шамс ад-Дин ал-Кирмани (ум. 786), знаток хадисов, составитель комментария к своду Бухари, ав­тор книги «Дама'ир ал-Кур'ан».
27.   Иначе говоря, ответ на первый аспект, «Он был не таким, как сейчас», состоит в том, что к прошлому относится акт называния, а на второй ас­пект, «Он сейчас не таков, как в прошлом», — что каaпа передает значе­ние непрерывности бытия.
28.   См., например, Коран (4:56).
29.   Здесь разбирается новый случай противоречия в Коране, отличный от
первых четырех.
30.   Имеется в виду Абу 'Убайд ал-Касим ибн Саллам (774—838), филолог, законовед, хадисовед и корановед. Его книга «Достоинства Корана», включен­ная Суйути в библиографию к трактату, сохранилась и опубликована (Бейрут, 1991). В Иткан-1988 имя ошибочно дается как Абу 'Убайда, то есть, Ма'мар ибн ал-Мусанна, (728—824), крупный басрийский филолог и языковед.
31.   Абу-л-Хасан Исма'ил ибн Ибрахим, известный как Ибн 'Улаййа (728— 809), крупный иракский хадисовед и законовед, жил в Басре и Багдаде.
32.   Аййуб ибн Аби Тамима ас-Сахтийани (685—747), последователь, известный   передатчик   хадисов   из   Басры.   Через   него   передают   около
800 хадисов. 33 'Абдаллах ибн 'Убайдаллах ат-Тайми ибн Аби Мулайка (ум. 735), мекканский чтец Корана, законовед, судья и передатчик хадисов.
34.   Са'ид ибн ал-Мусаййаб ал-Махзуми (634—713), известный последователь, законовед, один из семи главных законоведов из Медины.
35.   «Он распределяет Свое повеление с неба на землю, потом оно восходит к Нему в некий день, протяжение которого — тысяча лет, как вы считаете»
(32:5).
36.   Имеется в виду Коран (22:47).
37.   Симак ибн Харб, Абу-л-Мугира (ум.741), куфийский хадисовед, хадисы от которого передавали авторы всех шести канонических сводов.
38.   'Икрима ибн 'Абдаллах ал-Барбари ал-Макки (645—723), вольноотпущенник и ученик Ибн 'Аббаса, основавший традицию хадисоведения и корановедения в Магрибе.
39.   Данный формально выделенный Суйути раздел представляет собой, как он сам указывает в тексте, сокращенный пересказ раздела у Заркаши, см. Заркаши, «Бурхан», т. 2 с. 54—65.
40.   В Иткан-1988 вместо «состояний» упоминаются «виды», однако версия Иткан-1978 точно соответствует тексту Заркаши.
41.   Обращает на себя внимание то, что turaah имеет здесь два значения: земля как одна из субстанций и прах — разновидность этой субстанции.
42.   В обоих случаях речь идет о посохе Мусы, превратившемся в змею.
43.  Абу 'Абдаллах Хусайн ибн ал-Хасан ал-Халими аш-Шафи'и (ум. 1012—1013), автор «Руководства в подразделениях веры» (ал-Минхадж 'ала шу'аб ал-иман).
44.   Имеются в виду первые два айата.
45.   Имеется в виду вопрос, который Аллах задаст воскресшим в День суда.
46.   Абу-л-Хасан 'Али ибн 'Абдаллах ибн 'Абд ал-Джаббар аш-Шазили (1196—1258), эпоним-основатель суфийского братства шазилийа.
47.   Начало данного айата следующее: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех...» (4:3).
48.   Между двумя частями процитированного текста есть существенное различие. Во втором случае ясно видно, что реальным исполнителем действия является Пророк ислама, хотя по сути это действие полагается исходящим от самого Аллаха. Первый же случай допускает двоякую трактовку: то ли «они», упомянутые в тексте, убивали, то ли, наоборот, не имели к убийству никакого отношения. Комментируя процитированный айат, Суйути утверждает, что обе части должны пониматься одинаково, а именно, что реальными и непосредственными исполнителями действия выступали те, кто упомянуты, тем самым исключая для второй части возможное альтернативное понимание. В этом объяснении Суйути использует богословский термин «приобретение» (kasb), который определяет соотношение между Аллахом и человеком в совершении какого-то действия, а именно: истинным субъектом всех действий признается Аллах, однако непосредственным исполнителем может являться человек, как бы приобретая или присваивая себе определенное действие.
49.   Как было сказано в предыдущем примечании, хотя в обоих случаях не отрицается, что убивали «они», а бросал «он», истинным субъектом признаются не они, а Аллах. Именно это понимание отражает употребление термина ta'thir, который мы переводим как «решающее воздействие».
50.   Суйути, сопоставляя эти два айата, имеет в виду, что выражение «острый взор» и «скрытый взгляд» кажутся несоответствующими друг другу.
51.   Некоторые приводимые Суйути примеры взяты у Заркаши, но в целом большая часть материала и построение принадлежат самому Суйути.
52.   Полный текст айата следующий: «Удерживает людей уверовать, когда пришло к ним руководительство, и просить прощения только то, чтобы постигла их участь прежних народов или чтобы предстало пред ними наказание непосредственно».
53.   Одна из них — «участь прежних народов», под которой подразумевается судьба языческих народов, отказавшихся принять единобожие, например, упоминающихся в Коране племен 'ад и самуд, а вторая — «непосредственное наказание» уничтожением. См. также нижеследующее разъяснение в тексте.
54.  Абу Мухаммад 'Изз ад-Дин 'Абд ал-'Азиз ибн 'Абд ас-Салам ад-Димашки, известный как Ибн 'Абд ас-Салам (1181—1262), дамасский законовед шафиитского толка, хадисовед и корановед, жил в Египте. Его сочинение под названием «Руководство по доказательствам заповедей» (ал-Имам (вар. ал-Илмам) фи адиллат ал-ахкам) не сохранилось.
55.   Сам Суйути, комментируя этот айат в тафсире «Джалалайн», говорит, что имеется в виду наказание в виде поражения при Бадре. Оба толкования не противоречат друг другу, поскольку комментаторы часто говорят о том, что неверные будут наказаны дважды: сначала в этом мире, а затем — в мире ином.
56.   «Неужели же послал Аллах человека посланником?» (17:94).
57.   Абу Хаййан ан-Нахви, Мухаммад ибн Иусуф ал-Гарнати (1256—1344), известный андалусский ученый-энциклопедист, чтец и комментатор Корана, грамматист, лексиколог, историк, хадисовед, знаток биографий известных людей. Его комментарий к сочинению «ат-Тасхил» (Упрощенное изложе­ние грамматики) андалусского грамматиста Ибн Малика (ум. 1274) под на­званием «ат-Тазйил ва-т-Такмил» (Приложения и дополнения), включен Суйути в библиографию к трактату.
58.   Абу-л-'Аббас Ахмад ибн Сурайдж (ум. 918) — известный багдадский законовед, принадлежавший к шафиитской школе.
59.   Данная частица может иметь как значение отрицания, так и усиления.
60.   Абу Исхак Ибрахим ал-Исфараини (ум. 1027), законовед шафиитской школы, философ, способствовавший развитию учения аш'аритов, известен не столько благодаря своим работам, сколько благодаря ссылкам на него в последующих сочинениях.
61.   В данном случае разбирается следующая кораническая фраза: «...fa-ghsilu wujuhakum... wa-msahubi-ru'usikumwa-arjula(i)kum...» (мойте ваши лица. .. обтирайте голову и ваши ноги...). Поскольку оба глагола имеют разное управление, один управляет винительным падежом, а другой — родительным, то в зависимости от того, с чем именно мы будем согласовывать дополнение «ваши ноги» по-арабски, оно может быть поставлено в любой из двух падежей, но с соответствующей разницей в выражаемом смысле.
62.   Вероятно, имеется в виду Абу Бакр Мухаммад ибн 'Абдаллах ас-Сайрафи (ум. 942), багдадский богослов и законовед-шафиит.
63.   В тексте Заркаши, откуда взята данная цитата, автор ссылается на ком­ментарий Сайрафи к «Посланию» Шафи'и. Речь идет об опубликованном сочинении Шафи'и по основам законоведения под названием «Рисала».
64.   Ахмад ибн Камил аш-Шаджари, Кади Абу Бакр (874—961), багдадский корановед, законовед ханафитского толка, хадисовед и филолог, автор трактата «Приближение к раскрытию редких слов» (ат-Такриб фи кашф ал-гариб). Именно на данный источник ссылается Заркаши, у которого Суйути заимствовал данную цитату.

 

 

<<<Назад Далее>>>



Hosted by uCoz