Совершенство в Коранических науках

 

 

 

 

При исользование материала ссылка на сайт обязательна

Коментарии.

Предисловие.

1. Интересно, что возможность двух различных интерпретаций заключена в многозначности союза wa— в словосочетании wa-r-rasikhuna fl—l-`ilm, которое можно перевести и как «...и твердые в знаниях...», и как «...а твердые в знаниях...».
2. В этой связи Суйути приводит очень красочный рассказ о том, как иудеи Медины в полемике с Пророком ислама пытались по буквенным зачинам сур вычислить, сколько лет отпущено новой вере, и в результате вовсе запутались.
3. Отсылаем читателя к подробному анализу содержания трактата Суйути в первом томе (М., 2000).
4. Этот хадис приводит уже Абу 'Убайд и далее его повторяют практически все авторы, пишущие об отмене.
5. Укажем в качестве параллели к этой проблеме вопрос о согласовании между собой четырех Евангелий в христианском богословии.

Глава 43


1. Из доступных мне сочинений предшественников Суйути отдельный раздел, посвященный muhkam и mutashabih, есть только у Заркаши, см. Бурхан, т. 2, с. 68—89, причем совпадений между двумя текстами довольно много. Однако структура раздела различна, у Суйути она более сложная. У Заркаши раздел состоит из двух частей, оформленных как две разных главы: общее понятие о бесспорном и неочевидном (с. 68—77) и разбор неочевидных айатов об атрибутах Всевышнего (с. 77—89). У Суйути, который все сводит в одну главу, к этим двум разделам добавлен третий — о буквенных зачинах сур, после чего следует еще общетеоретическое заключение.
В сводные сочинения современных арабских авторов по корановедению данный раздел включается практически всегда, причем почти все ссылки в них — либо на Суйути, либо на Заркаши, и все мнения более ранних авторитетов пересказываются обычно по одной из этих книг, см., например, Мухаммад 'Абд ал-'Азим аз-Заркани, Манахил ал-'ирфан фи 'улум ал-Кур'ан, Бейрут, 1988, т. 2, с. 279—324; Мухаммад Фарук ан-Набахан, Мукаддима фи-д-дирасат ал-кур'аниййа, Рабат, 1995, с. 251—261; Адиб ал-'Аллаф, ал-Байан фи 'улум ал-Кур'ан, Дамаск, 2001, т. 2, с. 45—67.
2. Начало главы у Суйути построено аналогично Заркаши, только Суйути делает перестановку частей. Оба начинают с ключевого для данной темы коранического контекста (3:7), но Заркаши далее приводит анонимную цитату, что не все сводится к этим двум видам, а уж затем цитату Ибн Хабиба, а Суйути сначала дает классификацию Ибн Хабиба и лишь потом — анонимную цитату.
3. Ал-Хасан ибн Мухаммад ибн Хабиб ан-Найсабури, Абу-л-Касим (ум. 1016), хорасанский корановед, автор комментария к Корану. Насколько можно судить по частотности пересказа этой троичной классификации, как анонимно, так и со ссылкой на Ибн Хабиба, именно он, подкрепленный авторитетом Заркаши и Суйути, заложил основание интерпретаций коранического материала, где встречаются эти термины, понимание их как терминов неоднозначных, передающих в разных контекстах разные понятия, равно как и сам набор ключевых текстов: (11:1), (39:23), (3:7). На основании этого можно предположить, что разработка учения о muhkam и mutashabih в Коране приходится, самое раннее, на вторую половину 10 в.
4. Переводы этих неоднозначных терминов даются в каждом контексте в соответствии с их пониманием автором трактата. Единство же термина во всех контекстах и значениях обеспечивается транслитерацией, которая дается рядом с переводом всякий раз, когда это требуется.
5. Арабские ученые, обсуждая вопрос об этимологии обоих терминов, исходят из следующего:
Во-первых, в основе семантики многозначного глагола ahkama, от которого образовано по форме страдательного причастия слово muhkam, лежит значение «делать что-то превосходно, делать это совершенным, не допуская в нем никаких дефектов», и это значение засвидетельствовано, как мы видели, в Коране, в айате (11:1).
Можно добавить, что как сам глагол, так и его производное muhkam, которые встречаются в Коране всего в четырех контекстах, относятся только к Корану, ср. «...потом Аллах утверждает (yuhkimu) Свои знамения...» (22:52); «...А когда бывает ниспослана сура, мудро изложенная (muhkama)...» (47:20).
Во-вторых, глагол tashabaha и производные от него имена выражают значение «подобие, сходство разных вещей, как правило, но не обязательно, ведущее к неясности и путанице». Это значение в Коране представлено помимо айата (39:23), как указывают арабские корановеды, еще и такими айата-ми, как, например, «...для них — сады, где внизу текут реки. Всякий раз, как им даются в удел оттуда какие-нибудь плоды, они говорят: «Это — то, что было даровано нам раньше», — тогда как им доставлено только сходное (mutashabihan)...» (2:25), или «Они сказали: «Призови для нас твоего Господа, чтобы Он разъяснил вам, какова она: ведь коровы похожи для нас одна на другую (inna-l-baqar tashabaha 'alayna)...» (2:70). Добавим, что и остальные коранические контексты подтверждают это понимание семантики глагола и его производных, см. «...похожи (iashabahal) сердца их...» (2:118); «...и гранаты, похожие (mushtabih) и непохожие (ghayr mutashabih)...» (6:99); «... и гранаты, похожие (mutashabih) и непохожие (ghayr mutashabih)...» (6:141); «... сходным показалось (tashabaha) пред ним творение» (13:16).
Обращает на себя внимание, что в контексте (6:99) в одном случае вместо mutashabih сказано, явно в том же смысле, mushtabih. В подтверждение этого арабские ученые прямо заявляют, что глагол ishtabaha и его производные синонимичны однокоренному глаголу tashabaha и его производным. В-третьих, сопоставление и противопоставление двух терминов, которое зафиксировано в Коране только в одном контексте (3:7), придает обоим терминам новым, более конкретный и соотнесенный друг с другом смысл, который мы и переводим, после долгих поисков подходящих эквивалентов в русском языке, как «бесспорный» и «неочевидный». Специально указывается, что muhkam в этом сопоставлении не может значить «совершенный», ибо Коран — весь совершенен.
Интересно в этой связи отметить, что Заркаши в своем объяснении этимологии слова mutashabih, которое Суйути не приводит (!): «...это то, когда слова по форме совпадают, а по значению различаются», фактически делает его синонимом термину «многозначный», см. Бурхан, т. 2, с. 69.
6. Час (as-sa`a) — очень частотное в Коране наименование момента наступления конца света. В таком значении это слово встречается в Коране 40 раз.
7. Даджжал (Обманщик) в Коране не упоминается. Согласно хадисам, он придет перед концом света и установит свое царство на 40 дней (или 40 лет), однако будет побежден (по некоторым версиям пророком 'Исой) перед окончательным торжеством ислама.
8. Буквенным зачинам сур посвящен последний третий раздел данной главы, см. ниже.
9. Рамадан и ша'бан — названия месяцев мусульманского календаря, причем рамадан, как известно, — это месяц обязательного для мусульман поста.
10. 'Али ибн Мухаммад ал-Маварди, Абу-л-Хасан (974—1058), багдадский корановед и законовед, верховный кади Багдада.
11. 'Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ар-Рази, Ибн Аби Хатим (854—938), хадисовед и комментатор из Рея.
12. 'Али ибн Аби Талха (ум. 761), хадисовед и комментатор Корана, ученик Ибн 'Аббаса.
13. 'Абдаллах ибн 'Аббас (619—686), двоюродный брат Мухаммада, прозванный «книжник общины» и «толмач Корана», единодушно считается основателем мусульманской экзегетической традиции.
14. Джа'фар ибн Мухаммад ал-Фирйаби (822—913), судья, хадисовед и корановед, жил в Каире и Багдаде.
15. Муджахид ибн Джабр (642—722), комментатор мекканской школы, ученик Ибн 'Аббаса.
16. Трудно сказать, кто конкретно имеется в виду. В предыдущих выпусках упоминались ар-Раби' ибн Хусайм ал-Куфи (ум. 685), законовед, хадисовед и чтец Корана и Абу Бакр ар-Раби' ибн Субайх (или: Сабих) ас-Са'ди (ум. 777), басрийский хадисовед, одним из первых в Басре начал записывать ха-дисы. Кроме того, может иметься в виду Абу Мухаммад ар-Раби' ибн Су-лайман ал-Муради (790—884), египетский хадисовед, ученик Шафи'и.
17. Исхак ибн Сувайд ат-Тамими (ум. 748), басрийский хадисовед передавал хадисы от Ибн 'Умара и многих других.
18. Абу Сулайман Иахйа ибн Иа'мар (или: Иа'мур) ал-'Адвани (ум. 746), последователь, законовед, хадисовед и филолог. Участвовал в реформе письменности и огласовании Корана.
19. Абу Фахита — личность не установлена.
20. Мухаммад ибн 'Абдаллах, Абу 'Абдаллах, известный как ал-Хаким ан-Найсабури (933—1014), хадисовед. Его сочинение «Дополнение» (Мустадрак) к двум «Сахихам» включено в авторскую библиографию к трактату Суйути.
21. 'Абд ибн Хамид ибн Наср ал-Киси, Абу Мухаммад (ум. 863), хадисовед
и комментатор Корана.
22. Ад-Даххак ибн Музахим ал-Балхи ал-Хорасани, Абу-л-Касим (ум. 723.), вольноотпущенник и ученик Ибн 'Аббаса, передатчик хадисов и тафсира от своего учителя, жил и умер в Хорасане.
23. Мукатил ибн Хаййан ал-Балхи ал-Харраз, Абу Бистам (ум. 767), комментатор, хадисовед и историк из Хорасана.
24. Перечислены некоторые наиболее частотные наборы разрозненных букв, которые выступают как зачины отдельных сур.
25. 'Икрима ибн Абдаллах ал-Барбари ал-Макки (645—723), вольноотпущенник и ученик Ибн 'Аббаса, основавший традицию хадисоведения и ко-рановедения в Магрибе.
26. Катада ибн Ди'ама (680—736), басрийский хадисовед и комментатор Корана, рано ослеп.
27. Чтобы избежать длительного и трудного для понимания не владеющими арабским языком объяснения арабских грамматических терминов, мы пошли на то, чтобы в переводе заменить их приблизительными эквивалентами из русской грамматической терминологии, дав в скобках транслитерацию самих терминов. Две обсуждаемых точки зрения требуют разных переводов на русский язык соответствующей части айата (3:7), которые и показывают наглядно, в чем разница между двумя истолкованиями. Первому из них соответствует следующий перевод; «...Знают его истолкование только Аллах и твердые в знаниях, которые говорят: «Мы уверовали в него...», второму — «...Знает его истолкование только Аллах, а твердые в знаниях говорят; «Мы уверовали в него...».
28. Мухаммад ибн Ибрахим ибн ал-Мунзир, Абу Бакр (856—931), хадисовед, законовед и комментатор Корана, хранитель святилища (харама) Мекки. Его комментарий Суйути включил в библиографию к трактату.
29. Йахйа ибн Шараф ан-Навави, Абу Закарийа (1233—1277), сирийский корановед, хадисовед и законовед шафиитского толка.
30. Муслим ибн Хаджжадж ал-Кушайри, Абу-л-Хусайн (820—875), известный хадисовед, автор второго «Сахиха», стоящего по авторитетности рядом с «Сахихом» Бухари.
31. Ибн ал-Хаджиб, Абу 'Амр 'Усман ибн 'Умар (1174—1249), известный египетский языковед и законовед маликитского толка.
32. Вероятно, имеется в виду Абу-л-Музаффар 'Абд ар-Рахим ибн Абд ал-Карим ас-Сам'ани (ум. 1218 или 1220), хадисовед и законовед шафиитского толка, сын знаменитого ученого 'Абд ал-Карима ибн Мухам-мада ас-Сам'ани (ум. 1167), хадисоведа и историка, автора многочисленных сочинений. В его биографиях подробно рассказывается как отец готовил его и обучал в качестве своего преемника, за что его и стали называть Ибн ас-Сам'ани (Сын Сам'ани).
33. Кутаби — личность не установлена.
34 Вероятно, имеется в виду 'Абд ар-Раззак ибн Хаммам ал-Химйари, известный также как Абу Бакр ас-Сан'ани (744—827), знаменитый йеменский хадисовед и корановед из Саны. Его тафсир, включенный Суйути в библиографию к его трактату, сохранился и опубликован (Т. 1—4, Эр-Рийад, 1989).
35. Убайй ибн Ка'б (ум. 642 или 650 или 655), секретарь Мухаммада, автор одного из ранних сводов Корана.
36. Абу Бакр ас-Сиджистани, известный как Ибн Аби Давуд (ум. 929), хадисовед и корановед, сын Абу Давуда, автора одного из шести канонических сводов хадисов. Его «Китаб ал-Масахиф», включенное Суйути в библиографию к трактату, опубликовано А. Джеффери в Materials for the History оf the Text of the Qur'an. The Old Codices. Leiden, 1937, и с тех пор неоднократно переиздавалось.
37. Абу Мухаммад Сулайман ибн Махран ал-А'маш (681—765), последователь, куфийский чтец Корана, хадисовед, корановед и законовед. От него передают около 1300 хадисов.
38. 'Абдаллах ибн Маc'уд (ум. 653), личный слуга Мухаммада, составитель одного из ранних письменных сводов Корана. Был в составе группы мусульман, которая эмигрировала в Эфиопию из Мекки, чтобы избежать преследования, вернулся незадолго до хиджры Пророка ислама и последовал за ним в Медину.
39. Имеются в виду Бухари и Муслим, авторы двух наиболее авторитетных сводов хадисов, носящих одно и то же имя — «Сахих». В классических текстах может встречаться также и выражение — «в обоих «Сахихах»...».
40. 'Аиша бинт Аби Бакр, «Мать правоверных» (613—678), жена Пророка ислама, одна из самых ученых женщин в истории раннего ислама. От нее передают 2210 хадисов.
41. Ат-Табарани, Абу-л-Касим Сулайман ибн Ахмад (873—971), известный хадисовед и комментатор Корана. Ему принадлежат три словаря (му'джам) хадисов, именуемые большой, средний и малый.
42. Абу Малик ал-Аш'ари, Ка'б ибн 'Асим (ум. 639), сподвижник, жил в Египте.
43. Им. в виду или Ахмад ибн Муса ибн Мардавайх ал-Исбахани, Абу Бакр, которого называют Ибн Мардавайх Старший (или: Первый) (935— 1019), хадисовед, комментатор и историк из Исфахана, или Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбахани, Абу Бакр, известный как Ибн Мардавайх Младший (или: Второй) (1019—1105), внук Ибн Мардавайха Старшего (или: Первого), хадисовед.
44. 'Амр ибн Шу'айб ас-Сахми ал-Кураши, Абу Ибрахим (ум. 736), мекканский хадисовед из рода 'Амра ибн ал-'Аса.
45. Так в Иткан-1978; в Иткан-1988 перечень неполон, пропущен muhkam. Ср. первую из тридцати пяти точек зрения на состав семи харфов, в которых ниспослан Коран, которые Суйути приводит со ссылкой на Ибн Хиббана через Ибн ан-Накиба, см. Суйути-2, с. 183.
46. Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Байхаки, Абу Бакр (994—1066), хадисовед и законовед шафиитского толка. Упомянутое в тексте сочинение «Шу'аб ал-иман» опубликовано (т. 1—9, Бейрут, 1990).
47. Абу Хурайра, 'Абд ар-Рахман ибн Сахр (602—679), сподвижник, крупнейший передатчик хадисов. Число дошедших от него хадисов превышает 5 тысяч, а число его учеников достигает семисот. Большую часть жизни провел в Медине.
48. Мухаммад ибн Джарир, Абу Джа'фар ат-Табари (ум. 923), знаменитый историк и комментатор Корана. В классических текстах его чаще называют Ибн Джарир, в современных — Табари.
49. Этот термин хадисоведения относится к иснаду и обозначает хадис, который прямо возведен к самому Пророку ислама.
50. Этот термин обозначает хадис, в котором от сподвижников передаются их речения и поступки, не доведенные иснадом до Пророка ислама.
51. 'Атиййа ибн Са'д ал-'Ауфи (ум. 729), передатчик хадисов из Куфы, шиит.
52. Им. в виду либо Абу-ш-Ша'са', Сулайм ибн Асвад ал-Мухариби (уб. 701), куфийский законовед, сподвижник 'Али, сражавшийся на его стороне, либо Абу-ш-Ша'са', Джабир ибн Зайд ал-Азди (ум. 712), бас-рийский хадисовед, ученик Ибн 'Аббаса, от которого передавали Катада, Аййуб ас-Сахтийани и другие.
53. Абу Нахик — личность не установлена.
54. 'Абдаллах ибн 'Абд ар-Рахман ибн ал-Фадл ибн Бахрам ибн 'Абд ас-Самад Абу Мухаммад ас-Самарканди ад-Дарими (797—869), принадлежал к клану дарим ибн малик племени тамим, от него передавали хадисы Муслим и Тирмизи. Его сборник хадисов «Муснад» издан.
55. Абу Аййуб Сулайман ибн Иасар (654—725), чтец Корана и хадисовед, один из семи главных законоведов Медины.
56. Сабиг или Абдаллах ибн Сабиг — личность не установлена.
57. 'Умар ибн ал-Хаттаб (584—644), выдающийся сподвижник, второй праведный халиф (634—644). Его дочь Хафса была женой Пророка ислама.
58. Абу Муса ал-Аш'ари, 'Абдаллах ибн Кайс (602—665), известный сподвижник, родом из Южной Аравии, игравший заметную роль в ранней истории ислама, составил один из ранних коранических сводов. От него передают 355 хадисов.
59. Здесь употреблен вместо термина mutashabih синонимичный ему термин mushtabih, см. выше, примеч. 5.
60. Шараф ад-Дин ал-Хусайн ибн Мухаммад ат-Тайби (ум. 1342), знаток хадисов, риторики и языковедения. Его комментарий к толкованию Замахшари «Хашийат ал-Кашшаф» включен Суйути в библиографию к трактату.
61. Так в Иткан-1978; в Иткан-1988 вместо первого слова стоит tatabbu «следование», иногда может обозначать «учение, учеба». Тогда с учетом данного слова и за счет другого понимания слова batigh всю фразу с некоторой натяжкой можно было перевести так: «...в результате стремления учиться всему и рвения в красноречии...».
62. См. выше хадис, который передавали Бухари и Муслим от 'А'иши.
63. Здесь, по всей видимости, завершается цитата из Тайби.
64. В Иткан-1978 — haqiqa; в Иткан-1988 — haqqiyya.
65. Выражение это часто переводят и как «мистическое знание».
66. В этой анонимной цитате заметны явные суфийские мотивы.
67. Хамд ибн Мухаммад ал-Хаттаби, Абу Сулайман (931—998), законовед, хадисовед и языковед, автор опубликованного трактата о неподражаемости Корана, который Суйути включил в библиографию к своей книге.
68. 'Али ибн Мухаммад ибн ал-Хассар, Абу-л-Хасан (ум.1214), корановед и хадисовед, родился в Андалусии, жил в Египте, умер в Мекке. В авторскую библиографию к трактату Суйути включил его книгу «Отменяющее и отмененное».
69. В оригинале это слово стоит, в отличие от коранического текста, во множественном числе.
70. Абу-л-Касим ал-Хусайн ибн Мухаммад ал-Исбахани, известный как ар-Рагиб (ум. 1108), багдадский ученый, близкий к Газали, комментатор, корановед, филолог. Его сочинение о редкой лексике Корана Суйути включил в библиографию к трактату.
71. Оба этих редких и необычных слова встречаются в Коране всего один раз, и больше от этих корней никаких производных нет.
72. Первое из этих слов может обозначать также и «помощь», и «власть, могущество», и «щедрость», второе — также и «клятву».
73. Комментарии к этому айату показывают, что имеется в виду очень сложная ситуация семейно-брачных отношений, которая отражена в самом тексте айата лишь частично. Так, не до конца ясно, к кому конкретно относится указательное местоимение в «женитесь на тех...».
74. Ар-Рагиб имеет в виду чисто грамматический аспект данной конструкции: в ней употреблено подряд две частицы сравнения ka— и mithl, что весьма необычно, практически не встречается никогда. Автор текста говорит, что если бы была употреблена только одна частица, было бы намного яснее.
75. Речь идет о том, что измененный против обычного порядок слов делает смысл высказывания неочевидным.
76. Этому вопросу специально посвящена глава 45 трактата, перевод которой также включен в этот выпуск.
77. Речь идет о том, имеется ли в виду — всех без исключения или же нет.
78. Речь идет о том, имеет ли форма повелительного наклонения смысл обязательного повеления или же предложения, выполнение которого остается на усмотрение человека.
79. Другими словами, остается неочевидным, отменен ли этот айат, затрагивающий тему богобоязненности, или нет. В книге «Отменяющее и отмененное» Абу 'Убайда ал-Касима ибн Саллама, которую Суйути включил в библиографию к трактату, приводятся разноречивые свидетельства на этот счет. Одни авторитеты утверждали, что этот айат не отменен, другие — что он отменен айатом: «Бойтесь же Аллаха, как можете...» (64:16), см. Абу 'Убайд, ан-Насих ва-л-мансух. Эр-Рийад, 1990, с. 260—261.
80. Действительно, трудно понять и объяснить эти айаты, если не знать, что до ислама арабы, возвращаясь из паломничества в Мекку, не входили в свои дома через двери, или что, если они находились в состоянии войны, когда наступал заповедный месяц, то они переносили его на следующий.
81. См. Коран (27:82).
82. Так в Иткан-1988, а в Иткан-1978 — qaliqa.
83. Фахр ад-Дин ар-Рази, Мухаммад ибн 'Умар (1150—1210), знаменитый ученый-энциклопедист, философ и богословаш арит, автор знаменитого комментария к Корану под названием «Ключи сокровенного» (Мафатих ал-гайб), считавшегося своего рода ответом на тафсир Замахшари, который отличался му'тазилитским уклоном.
84. Имеется в виду опора либо на прямое высказывание на этот счет кого-то из ранних авторитетов из числа сподвижников и последователей (словесное указание), либо на собственное рассуждение (рациональное указание).
85. Мы используем в переводе для лучшей передачи смысла пассажа разные оттенки значения слова arm «мнение, предположение, гипотеза».
86. У Заркаши, как мы говорили выше, этой теме посвящена отдельная глава, см. Бурхан, т. 2, с. 78—89. Структура текста у Заркаши и у Суйути схожа.
И тут, и там выделяются две части изложения: сначала — общие рассуждения об айатах атрибутов и возможности их истолкования; затем — перебор конкретных примеров таких айатов с вариантами их истолкования, соответствующие этому и следующему разделам главы у Суйути.
87. Абу 'Абдаллах Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад, известный как Ибн ал-Лаббан (1281—1348), сирийский комментатор, хадисовед и филолог, автор нескольких сочинений, посвященных толкованию неочевидных айатов. Упомянутое его сочинение Суйути включил в библиографию к трактату. Цитаты из этой книги составляют стержень и значительную часть следующего, второго раздела текста об айатах атрибутов у Суйути. Что касается данного первого раздела об атрибутах, то он, по всей видимости, представляет собой переработку текста Суйути с учетом материала книги Ибн ал-Лаббана, из которого, в частности, взят, по-видимому, изначальный набор примеров. С текстом Заркаши совпадает как общая логика изложения, так и набор значимых цитат, например, хадисы от Умм Саламы и Малика ибн Анаса об айате (20:5), цитаты Ибн ас-Салаха и Ибн Бархана, представляющие разные позиции по вопросу о возможности истолкования атрибутов. На фоне общей схожести текстов Заркаши и Суйути отчетливо выделяются различия. У Суйути выпущены все ссылки на Газали, которых много у Заркаши, что особенно заметно в силу того, что вместо этого Суйути вводит ссылку на учителя Газали — Джувайни, которой нет у Заркаши. Отсутствуют у Заркаши и завершающие данный раздел у Суйути цитаты из Ибн Дакика, наиболее близкие, по-видимому, самому автору «Иткана».
88. Весь набор антропоморфных атрибутов из этого списка: «утвердился», «лик», «глаза», «руки», «десница», подробно разбирается далее, в следующем разделе главы, однако обращает на себя внимание тот факт, что только два примера из списка не рассматриваются позднее, а именно, оба примера атрибута «лик» (28:88; 55:27).
89. Абу-л-Касим Хибат Аллах ибн ал-Хасан ибн Мансур ал-Лалика'и (ум. 1027), багдадский хадисовед шафиитского толка, автор свода хадисов под названием «Сунан».
90. Курра ибн Халид ас-Садуси, Абу Халид (ум. 771), басрийский передатчик хадисов.
91. Ал-Хасан ибн 'Али ибн Аби Талиб, Абу Мухаммад (624—670), внук Пророка ислама и сын четвертого праведного халифа, считающийся пятым праведным халифом и вторым из двенадцати шиитских имамов. Передавал хадисы от деда, отца и матери — дочери Пророка ислама Фатимы.
92. Фатима (605—632), дочь Пророка ислама, жена 'Али ибн Аби Талиба, которому она родила двух сыновей — ал-Хасана и ал-Хусайна, и двух дочерей — Умм Кулсум и Зайнаб.
93. Хинд бин Сухайл (или: Хузайфа) Аби Умаййа, Умм Салама (596—681), одна из жен Пророка ислама, вышла за него замуж на четвертом году хиджры (626 г. н. э.). С первым мужем эмигрировала в Эфиопию, потом вернулась сначала в Мекку, потом — в Медину. После смерти первого мужа, у нее оставалось четверо детей. Когда Пророк ислама посватался к ней, она ответила: «На таких, как я, не женятся. Мне много лет, и я уже не рожу. Я женщина ревнивая и многодетная», но он ответил ей: «Что касается возраста, то я старше тебя. Что до ревности, то Аллах ее устранит. Что же до детей, то они принадлежат Аллаху и Его посланнику» и женился на ней. От нее передают 378 хадисов.
94. Раби'а ибн Аби 'Абд ар-Рахман, Абу 'Усман, известный как Раби'а ар-Ра'й (ум. 753), хадисовед и законовед, муфтий Медины.
95. Малик ибн Анас (713—795), знаменитый мединский законовед и хадисовед, автор свода хадисов «ал-Муватта'», основатель маликитского толка мусульманского права.
96. Термин bid'a в похожих контекстах означает предосудительное нововведение, не освященное традицией, то есть, выражает значение очень близкое к понятию «ересь».
97. Возможно, что Мухаммад ибн ал-Хасан, упоминаемый в иснаде, — это старший сын Абу Мухаммада ал-Хасана ибн 'Али ибн Аби Талиба (624— 670), внука Пророка ислама и сына четвертого праведного халифа 'Али.
98. Арабский термин tashblh букв, «уподобление, сравнение, утверждение подобия» соответствует понятию «антропоморфизм», то есть, представлению о наличии подобия между Богом и человеком.
99. Имеются в виду хадисы, где говорится о возможности лицезрения Господа для праведников.
100. Суфйан ибн Са'ид ибн Масрук ас-Саури (716—778), знаменитый хадисовед и выдающийся представитель раннего суфизма, составил два свода хадисов.
101. Вероятно им. в виду Абу 'Абд ар-Рахман 'Абдаллах ибн ал-Мубарак (736— 797), хадисовед, законовед и филолог, комментатор Корана из Хорасана.
102. Суфйан ибн 'Уйайна (725—814), известный мекканский хадисовед.
103. Ваки' ибн ал-Джаррах, Абу Суфйан (746—812), известный иракский хадисовед и комментатор Корана.
104. Абу-л-Ма'али 'Абд ал-Малик ибн 'Абдаллах ал-Джувайни, известный также как Имам ал-Харамайн (1028—1085), богослов, видный представитель аш'аритского калама, учитель Газали.
105. Под названием «ар-Рисала ан-низамиййа», вероятно, имеется в виду сочинение, озаглавленное автором «ал-Акида ан-низамиййа фи-л-аркан ал-исламиййа» (Низамово кредо об устоях ислама), которое сохранилось и опубликовано. Сочинение было посвящено сельджукидскому вазиру Низам ал-Мулку, который построил для Джувайни в Хорасане знаменитое медресе Ниэамиййа.
106. Таки ад-Дин Абу 'Амр 'Усман ибн 'Абд ар-Рахман аш-Шахразури, известный как Ибн ас-Салах (1181—1245), шафиит, изучал фикх, хадисы, тафсир, филологию. Преподавал хадисы, его занятия пользовались большой популярностью. Возглавлял Дар ал-хадис в Дамаске. Опубликованы сочинения по хадисам и фетвы (Каир, 1348).
107. Абу-л-Фатх Ахмад ибн 'Али ибн Бархан (1087—1124), багдадский законовед, знаток теории законоведения, прославился как мастер распутывать запутанные вопросы.
108. Муса ибн 'Али ибн Дакик ал-'Ид (1244—1286), египетский законовед шафиитского толка, либо его брат Ахмад ибн 'Али, тоже известный как Ибн Дакик ал-'Ид.
109. См. ниже, в следующем разделе несколько отличное истолкование этого антропоморфного эпитета.
110. Данный раздел, как и предыдущий, представляет собой синтез текстов Заркаши и Ибн ал-Лаббана с некоторыми личными добавлениями самого Суйути. По сравнению с Заркаши список разбираемых атрибутов сильно расширен и упорядочен, хотя многие примеры и толкования совпадают. Как можно заметить, сначала приводятся, в соответствии с изначальным списком примеров, см. выше, выражения, которые обозначают части тела («лик», «глаз», «рука» и т. д.), затем выражения, которые обозначают пространственные характеристики («близость», «нахождение свыше», «приход», «уход»). Затем идут выражения, которые обозначают душевные состояния («любовь», «гнев», «довольство», «удивление», «милосердие»), после чего следует обобщающее толкование смысла их. Далее приводится еще одна группа выражений, выражающих пространственные отношения («около», «вместе с», «в»). Налицо четкая классификация коранических выражений, которые могут породить антропоморфные или телесные представления о Боге, которая либо принадлежит Ибн ал-Лаббану, либо выработана самим Суйути. Отметим еще, что некоторые айаты, которые упоминает Заркаши, выпущены из разбора Суйути, например, выражение из знаменитого айата трона: «...не овладевают Им ни дремота, ни сон» (2:255).
111. Им. в виду айат «Милосердный— на троне Он утвердился (istawa)» (20:5), см. выше.
112. Им. в виду либо упоминавшийся выше Мукатил ибн Хаййан, либо Мукатил ибн Сулайман ибн Бишр ал-Балхи, Абу-л-Хасан (ум. 767), корановед и хадисовед, жил в Басре и Багдаде, принадлежал к шиитской секте зайдитов.
113. Мухаммад ибн ас-Са'иб ал-Калби (ум. 763), куфийский ученый, знаток тафсира и доисламского племенного предания, сторонник шиитов.
114. Им. в виду, что Всевышний не может с кем-то бороться, но Он — по всемогуществу Своему — владеет и овладевает всем без борьбы.
115. Им. в виду либо Абу 'Абдаллах Мухаммад ибн Зийад, известный как Ибн ал-'Араби (767—845), куфийский знаток поэзии, генеалогии и языка, либо Абу Са'ид Ахмад ибн Мухаммад ибн Зийад, тоже известный как Ибн ал-'Араби (860—952), басрийский историк и хадисовед.
116. Абу 'Убайд ал-Касим ибн Саллам (774—838), филолог, хадисовед и корановед. Его книга «Фада'ил ал-Кур'ан» опубликована (Бейрут, 1991).
117. Имеется в виду, что к Господу не применимы глаголы физического перемещения в пространстве.
118. Другими словами предлог 'ala «на» переосмыслен как глагол 'aia «возвышаться, быть возвышенным», хотя это и предполагает и другое написание в арабской графике, на что и ссылается ниже Суйути. Поскольку оба глагола могут выражать как процесс, так и состояние, мы выбрали для перевода второй вариант, который, на наш взгляд, больше подходит к контексту.
119. Толкование предлагает иное синтаксическое членение айата, делящее его на два предложения, причем второе распространяется также и на начало следующего айата: lahu «для него, ему принадлежит...»
120. Исма'ил ад-Дарир — личность не установлена. Одно из его сочинений Суйути включил в библиографию к трактату.
121. Это толкование также предлагает иное синтаксическое членение двух соседних айатов.
122. Ал-Фарра', Абу Закарийа Иахйа ибн Зийад (761—822), известный грамматист куфийской школы и корановед. Его трактат «Смыслы Корана» (Ма'ани ал-Кур'ан) опубликован (т. 1—3, Каир, 1980—1982).
123. Абу-л-Хасан 'Али ибн Исма'ил ал-Аш'ари (873—935), известный богослов, основатель аш'аритской школы калама, заложившей основы суннитского правоверия.
124. Насколько можно заметить из текста, это единственное толкование, которое Суйути не характеризует как маловероятное или неприемлемое.
125. Данные два айата приведены вместе, поскольку в них употреблено одно и то же слово nafs, хотя и в разных значениях: «душа» и «сам, самый, тот же самый».
126. Вместо слова nafs употреблена грамматическая частица iyya, которая по правилам арабской грамматики ставится перед формой приглагольного личного местоимения, соответствующей винительному падежу (nasb), когда она употреблена не слитно с соответствующей глагольной формой, а отдельно от нее. Другими словами, в переводе получится вместо «...самого Себя» просто «...Себя».
127. 'Абд ар-Рахман ибн 'Абдаллах ас-Сухайли (1114—1175), андалусский грамматист, лексиколог, знаток коранических чтений и комментатор Корана. Одно из его сочинений включено Суйути в библиографию к трактату.
128. Имеется в виду направление во время молитвы.
129. Слово ауа (мн.ч. — ayat) в Коране и, соответственно, в мусульманских сочинениях может означать как стихи Корана, являющиеся знамениями Всевышнего, так и всевозможные природные явления и события, которые также являются знамениями их Творца.
130. Букв. «зрячих».
131. Основу толкования составляет то, что в выражениях «пред Нашими глазами, на Наших глазах», «пред Нашими знамениями, по Нашим знамениям», «во имя Аллаха» в оригинале употреблен один и тот же предлог bi-, который выражает и орудийность «чем», и совместность «с чем», и пространственное отношение «где, в чем, на чем». По-русски передать эту множественность значений и их оттенков одним предлогом не представляется возможным.
132. Имеется в виду подборка цитат из книги Ибн ал-Лаббана.
133. 'Абд ар-Рахман ибн 'Абдаллах ас-Сухайли (1114—1175), андалусский грамматист, лексиколог, знаток коранических чтений и комментатор Корана. Одно из его сочинений Суйути включил в библиографию к трактату.
134. Мы дали в тексте буквальный перевод. Крачковский переводит это место так: «...обладателей благодеяний и проницательности».
135. Именно этот перевод слова shar`, которое обычно обозначает «закон», более всего соответствует контексту.
136. Ал-Хусайн ибн Мас'уд ибн Мухаммад ал-Фарра' ал-Багави, Абу Мухаммад, Ибн ал-Фарра' (ум. 1122), шафиит, хадисовед, комментатор Корана. Родился в местечке Баг около Герата. Изучал фикх и хадисы. Самая знаменитая работа — книга «Масабих ас-Сунна».
137. Муджахид имеет в виду, что слова «руки» и «лик» здесь не передают никакого дополнительного значения, а просто связывают слова, между которыми они поставлены, или подтверждают содержащееся в них значение, и что смысл соответствующих высказываний таков: «...что Я создал Сам» (38:75) и «и остается твой Господь» (55:27).
138. Имеется в виду, что глагол читается не с фатхой над та ('ajibta), то есть, в форме второго лица: «Ты удивлен», что зафиксировано в чтении, ставшем основой каирского издания Корана, а в форме первого лица.
139. Ни само это слово, ни его производные в Коране не встречаются.
140. Ал-Хусайн ибн Фадл ибн 'Умайр ал-Баджали (794—895), комментатор Корана из Куфы, позднее поселившийся в Нишапуре и создавший там традицию корановедения.
141. Абу-л-Касим ал-Джунайд ибн Мухаммад ал-Багдади (ум. 910), знаменитый багдадский суфий и богослов. Сохранились его «Послания», часть которых написаны в форме комментария на отдельные трудные айаты Корана.
142. Как отмечалось выше, соответствия данному разделу у Заркаши нет, а содержание раздела, состоящее в основном из подборки преданий и ранних свидетельств, заставляет предположить, что эту подборку составил сам Суйути, не опираясь на авторитет какого-то предшественника. В главе 60 о зачинах сур Суйути, упомянув в перечислении буквенные зачины, отсылает читателя к данной главе, см. Суйути-3, с. 143, а также к главе 62, где рассматривается вопрос о соответствии того или иного буквенного зачина содержанию суры, которую он открывает, см. Суйути-3, с. 167—169. Тема буквенных зачинов рассматривается еще в главе о названиях Корана и сур, см. Суйути-3, с. 48—51. Таким образом, единое учение о буквенных зачинах оказывается распределенным между четырьмя главами трактата.
143. 'Амир ибн Шарахил аш-Ша'би ал-Химйари (640—721), куфийский хадисовед, приближенный Омеййадских халифов, ездил с посольством от Омеййадов в Византию, был неграмотным, но обладал необычайной памятью.
144. Муслим ибн Субайх ал-Кураши, Абу-д-Духа (ум. между 717 и 720), хадисовед, законовед и комментатор Корана из Куфы.
145. Другими словами, здесь и далее Ибн 'Аббас толкует буквы, составляющие такие зачины как знаки, символы, сокращения слов. Обращает на себя внимание, что в этом и нижеследующих примерах буква может занимать в слове любую позицию. Так, в данном случае алиф занимает начальную позицию в первом слове, лам — среднюю позицию во втором слове, мим — конечную позицию в третьем слове.
146. Так, в Иткан-1988; в Иткан-1978 — afdul «превосхожу», что не соответствует буквенному составу зачина, так как в нем «сад», а не «дад».
147. Легко заметить, что буква «мим» из толкования выпущена.
148. Са'ид ибн Джубайр ал-Асади, Абу 'Абдаллах (665—714), куфийский комментатор и хадисовед, ученик Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара, абиссинец по происхождению. Играл в шахматы вслепую. Участвовал в восстании Ибн аз-Зубайра.
149. Из дальнейшего ясно, что имеется в виду одно из имен Всевышнего — ar-rahman «Милосердный», входящее в число 99 «прекраснейших имен» Аллаха.
150. 'Абдаллах ибн Мухаммад ибн Джа'фар ибн Хиббан (вар. Хиййан) ал-Хиббани (вар. ал-Хиййани), известный как Абу-ш-Шайх (887— 979), хадисовед, комментатор и биограф передатчиков хадисов.
151. Мухаммад ибн Ка'б ал-Курази (ум. между 730 и 740), известный деятель раннего ислама, передатчик хадисов и комментатор Корана, происходил из бану курайза, иудейского племени Медины.
152. Можно заметить, что и в этом случае одна буква из толкования данного буквенного зачина выпущена, только на этот раз это «лам». Правда, здесь можно считать, что она входит вместе с алифом в имя «Аллах», хотя создается впечатление, что существовала традиция истолкования данного зачина как трехбуквенного, возможно, по аналогии с «алиф-лам-мим» и «алиф-лам-ра». Имя as-samad «Вечный» — это одно из 99 «прекраснейших имен» Аллаха, которое встречается в (112:2).
153. Имя as-sadiq «Искренний» — одно из имен Аллаха, не входящее в число 99 имен.
154. Имя al-musawwir «Образователь, Создатель образов» входит в число 99. Легко заметить, что набор из четырех разрозненных букв образует первую половину данного имени вместе с определенным артиклем.
155. Махмуд ибн Хамза ал-Кирмани, Абу-л-Касим, Бурхан ад-Дин, известный как Тадж ал-Курра' (ум. после 1107), комментатор и языковед, знаток чтений Корана. Два его сочинения включены Суйути в библиографию к трактату, в том числе и книга «ал-Гара'иб ва-л-'аджа'иб» (Диковины и чудеса), посвященная редким и необычным толкованиям, выдержки из которой составляют главу 79 трактата, перевод которой вошел в Суйути-1, с. 95—96.
156. Из всех этих имен Всевышнего в число 99 не входит, как упоминалось выше, только последнее. Обращает на себя внимание, что в оригинале все эти имена приведены без определенного артикля, что весьма необычно.
157. Из этих имен в число 99 входят второе и четвертое.
158. Исма'ил ибн 'Абд ар-Рахман ас-Судди (ум. 745), последователь, ученик Ибн 'Аббаса, знаток Корана и жития Пророка ислама из Куфы, известен своими про-алидскими симпатиями.
159. Имеется в виду Абу Малик ал-Аш'ари, см. выше.
160. Абу Салих Закван ибн 'Абдаллах (ум. 720), вольноотпущенник одной из жен Пророка ислама — Джувайриййи, известный хадисовед из Медины.
161. Мурра ибн Шарахил ал-Хамдани, известный как Мурра ат-Таййиб или Мурра ал-Хайр (ум. после 700), куфийский хадисовед.
162. Все эти имена входят в число 99.Обратим еще раз внимание на некоторую методологическую вольность подобных истолкований: буквы не только могут занимать любую позицию в словах, с которыми они соотносятся,не только, как мы видели выше,отдельные буквы могут быть выпущены из толкования, но и одному слову может соответствовать произвольное число букв.
163. Имеется в виду Са`ид ибн Джубайр.
164. Этот извод отличается от вышеприведенной версии, которую передавал ал-Хаким, только тем, что в нем набор имен начинается с имени kabir «Большой», тоже входящего в число 99, вместо kafin.
165. В число 99 «прекраснейших имен» входят второе и третье имя.
166. Иусуф ибн 'Атиййа ал-Басри ас-Саффар (ум. 803), передатчик хадисов от Катады. Большинство ученых, в том числе Суйути, считали его ненадежным источником.
167. Умм Хани', Фахита бинт Аби Талиб (ум. после 661), сестра 'Али ибн Аби Талиба, сподвижница. От нее передают 46 хадисов.
168. Перечень в хадисе отличается только на одно имя в вышеприведенном предании, которое передавал ал-Хаким от Ибн 'Аббаса.
169. Так в Иткан-1978, а в Иткан-1988 эта фраза выглядит так: «ana al-kabir and al-hadi 'aliyy aniin sadiq».
170. Имеется в виду Мухаммад ибн Ка'б ал-Курази.
171. В число 99 имен это имя не входит.
172. Второе и третье имя входят в число 99.
173. Другими словами, буквенный зачин «ха-мим» соответствует парному эпитету Всевышнего «Милостивый Милосердный», который составляет основу формулы «Во имя Аллаха Милостивого Милосердного», открывающей текст каждой суры Корана, кроме суры 9.
174. Салим ибн 'Абдаллах ибн 'Умар ибн ал-Хаттаб ал-Кураши (ум. 725), внук праведного халифа 'Умара, последователь, один из семи мединских законоведов.
175. Автор — ал-Валид ибн 'Укба (ум. 680), сводный брат 'Усмана ибн 'Аффана, при котором был губернатором Куфы, известен как поэт. Стих цитируется в «Книге песен» и в тафсире Табари.
176. То есть, одна буква употреблена вместо целого слова, в котором она есть.
177. Этот стих цитируется в «Книге» Сибавайхи.
178. Я попытался в переводе показать суть описываемого явления.
179. Аз-Заджжадж, Абу Исхак Ибрахим ибн ас-Сари (855—923), известный грамматист басрийской школы и корановед. Его сочинение «Смыслы Корана и его грамматический разбор» (Ма'ани ал-Кур'ан ва-и'рабух), представляющее собой грамматический комментарий к Корану, опубликовано (т. 1— 5, Бейрут, 1988). Суйути упоминает эту книгу в числе специализированных грамматических комментариев к Корану, см. Суйути-1, с. 108.
180. Есть два ученых с таким именем: Абу Мухаммад ибн 'Абдаллах ибн 'Атиййа (ум. 993), комментатор из Дамаска; Абу Мухаммад 'Абд ал-Хакк ибн Галиб ал-Мухариби (1088—1148) из Гранады, комментатор и корановед, книгу которого «ал-Джами' ал-мухаррар ас-сахих ал-ваджиз фи тафсир ал-Кур'ан ал-'азиз» (Краткий правильный письменный свод о толковании драгоценного Корана) Суйути часто цитирует в своем трактате.
181. Перечислим для внятности все три точки зрения: первая — что каждая буква в зачине есть сокращение, символ одного из имен Аллаха; вторая — что из букв этих зачинов может быть сложено величайшее имя Аллаха; третья — что каждый буквенный зачин целиком, как единое целое и есть имя Аллаха.
182. По контексту понятно, что имеется в виду первое из перечисленных в предшествующем абзаце, которое в нем названо третьим.
183. Мухаммад ибн Йазид ар-Раба'и ал-Казвини, Абу 'Абдаллах, известный как Ибн Маджа (824—887), знаменитый хадисовед, автор одного из шести канонических сводов хадисов — «Сунан». Среди его сочинений есть также комментарий к Корану и книга об истории Казвина.
184. Нафи' ибн 'Абд ар-Рахман ибн Аби Ну'айм, известный как Нафи' Чтец (ум. 785), мединский чтец, один из семи канонизированных чтецов Корана.
185. Фатима бинт 'Али ибн Аби Талиб, известная в отличие от Фатимы, дочери Пророка ислама и жены 'Али как Фатима Меньшая (ум. 735), известна как передатчица хадисов.
186. 'Али ибн Аби Талиб (600—661), двоюродный брат и зять Пророка ислама, четвертый праведный халиф (656—661).
187. Ар-Раби'а ибн Анас (ум. 757), басрийский передатчик хадисов, жил в Мерве.
188. Абу 'Амр Ашхаб ибн 'Абд ал-'Азиз ибн Давуд ал-Кайси, известный как Ашхаб ал-Кайси (762—819), известный египетский хадисовед, ученик Малика ибн Анаса.
189. Именам Корана Суйути посвятил отдельную главу, перевод которой включен в Суйути—3, с. 26—51.
190. Зайд ибн Аслам (ум. 753), мединский хадисовед, законовед и комментатор Корана, которого очень ценил омейядский халиф 'Умар ибн 'Абд ал- Азиз (717—720).
191. Джар Аллах Абу-л-Касим Махмуд ибн 'Умар аз-Замахшари, «Гордость Хорезма» (1075—1144), известный богослов, филолог и корановед, последний крупный представитель школы му'тазилитов, автор знаменитого комментария к Корану под названием «Кашшаф».
192. Выражения «но» или «нет, но» в обычной речи употребляются в середине высказывания, но в арабской поэзии они часто открывают стих, уже не как союзы, а как восклицаниязачины.
193. Имеется в виду Суфйан ас-Саури.
194. 'Абдаллах ибн Аби Нуджайх ал-Макки (ум. 728), комментатор Корана, мутазилит, сын Абу Нуджайха, передатчика хадисов от Муджахида.
195. 'Абд ал-Малик ибн 'Абд ал-'Азиз ибн Джурайдж (699—767), мекканский законовед и хадисовед, византиец по происхождению, одним из первых начал записывать хадисы.
196. Абиджад, более известно произношение абджад (иногда произносят и абаджад) — это первое из восьми мнемонических слов, в которые сгруппированы 28 звуков арабского алфавита, ставшее названием этого алфавита, подобно слову «азбука» в русской традиции. Порядок группировки соответствует древнейшему «финикийскому» образцу, к которому в конце добавлены звуки, специфические для арабского языка, и отличается от порядка арабского алфавита. Согласно порядку абджада арабским буквам приписаны числовые значения, например: алиф — 1, ба — 2, джим — 3, дал — 4 и т. д. Этот буквенный счет часто называют, как в тексте, счет абджада.
197. Мухаммад ибн Исхак ибн Иасар ал-Мутталиби (ум. 768), мединский хадисовед и историк, автор «Сиры».
198. Так в Иткан-1988, а в Иткан-1978 последняя часть имени дана как «...ибн Рабаб». Версия Иткан-1988 соответствует тексту Ибн Исхака, см. Ибн Хишам, ас-Сира ан-набавиййа. Изд. М. ас-Сака и др., Бейрут, 1990, т. 2, с. 143, версия Иткан-1978 соответствует изданию: Ибн Хаджар, ал-Исаба фи тамйиз ас-сахаба, Калькутта, 1853, т. 8, с. 66. Этого сподвижника не следует путать со знаменитым Джабиром ибн 'Абдаллахом ибн 'Амром ал-Хазраджи (607—697), сподвижником из ансаров, от которого передают 1540 хадисов.
199. Абу Иасир ибн Ахтаб — как следует из текста, брат упомянутого ниже Хуйаййа ибн Ахтаба.
200. Хуйайй ибн Ахтаб ан-Надри (уб. 627), мединский иудей из племени бану ан-надир, враждебно относившийся к исламу, казнен во время событий с иудейским племенем бану курайза.
201. Буквенный счет у арабов и евреев совпадает.
202. Согласно буквенному счету абджад сад — 90, а 60 — это син. В рукописях сиры разночтение, в одних — 60, в других — 90. Суйути приводит версию, где букве «сад» приписано неверное числовое значение, а в печатном издании сиры выбран вариант «90», и сумма там соответственно получается 161, а не 131.
203. Согласно версии сиры —161, а общий итог, соответственно, — 734.
204. Абу-л-'Алийа Рафи' ибн Михран ар-Райахи (ум. 709 или 712), басрийский чтец и комментатор Корана, ученик Ибн 'Аббаса, Зайда ибн Сабита, Убаййа ибн Ка'ба, Ибн Мас'уда, учитель одного из семи канонических чтецов — Абу 'Амра ибн ал-'Ала'. Участвовал в комиссии, созданной ал-Хаджжаджем в правление омеййадского халифа 'Абд ал-Малика (685—705) по выверке канонического текста Корана «до слова и харфа».
205. Шамс ад-Дин Абу-л-'Аббас Ахмад ибн Халил ал-Хуваййи (1178—1240), знаток медицины, философии, грамматики, законоведения и богословия, родился в Азербайджане, учился в Хорасане, занимал пост кади в Дамаске, автор дополнения к комментарию своего учителя Фахр ад-Дина ар-Рази.
206. 583 год хиджры соответствует 1187 году н. э. Именно в этом году знаменитый Салах ад-Дин отвоевал Иерусалим у крестоносцев.
207. 'Абд ар-Рахман ибн 'Абдаллах ас-Сухайли (1114-—1175), андалусский грамматист, лексиколог, знаток коранических чтений и коммнтатор Корана.
208. Ибн Хаджар ал-'Аскалани, Ахмад ибн 'Али (1372—1449), египетский ученый-энциклопедист, автор самого известного комментария к своду Бухари под названием «Фатх ал-Бари'» (Победа Творца), которого часто цитирует Суйути.
209. Мухаммад ибн 'Абдаллах ибн ал-'Араби, Абу Бакр (1076—1148), андалусский корановед, хадисовед и законовед маликитского толка. Его сочинения «Положения закона в Коране» (Бейрут, 1988, т. 1—4) и «Отмененное и отменяющее» (сохранилось в рукописи) включены Суйути в библиографию к трактату. Среди его сочинений я не нашел упоминания о книге с названием «Фава'ид ар-рихла», однако известно, что он совершил путешествие на Восток. Возможно, Суйути имеет в виду книгу об этом путешествии, имеющую другое название.
210. Имеется в виду Абу Мухаммад ибн 'Абдаллах ибн 'Атиййа.
211. Абу 'Убайда, Ма'мар ибн ал-Мусанна, (728—824), крупный басрийский филолог и языковед.
212. Эти частицы часто употребляются в начале стиха или в начале речи или проповеди.
213. Переводы фонетических терминов— приблизительные; для точности в скобках дается транслитерация арабских терминов. Группы представляют собой разноаспектные классификации звуков арабского языка: по месту и способу образования, поэтому одни и те же звуки входят в разные группы. Переводчик также счел нецелесообразным разбирать и подтверждать тезис автора о том, что в каждой группе представлена ровно половина соответствующего класса согласных, ибо все это подробно разбирается в учении о рецитации Корана (таджвид), которому будет посвящен один из выпусков серии.
214. Эта группа упоминается только в Иткан-1988, в Иткан-1978 ее нет.
215. Суйути имеет в виду, что в арабском языке бывают слова из одного харфа, а все остальные слова образуются из корней, в которых бывает от двух до пяти харфов.
216. Эта фраза подтверждает высказанное выше предположение, что в составлении этого раздела Суйути практически не опирался на кого-то из предшественников.
217. Обращает на себя внимание частота ссылок в этом подразделе главы, полном самых необычных истолкований, на книгу Кирмани «Диковины и чудеса», посвященную редким и диковинным толкованиям.
218. То есть, читали как аналог формы обращения, ср. в славянских языках: «Иване!».
219. Полный текст айата (37:130): «Мир Илйасу!», где форма имени необычная. В комментарии «Джалалайн» Суйути указывает, что есть два чтения этого слова. Одни читают il-yasin, как необычный вариант имени пророка Илйаса, упомянутого выше, либо как его множественное число «Мир Илйасам!», обозначающее и самого пророка, и тех, кто уверовал вместе с ним. Другие читают al yasin «род Иасина».
220. Детали грамматического разбора этой, довольно маловероятной, версии мы оставляем без комментария, ибо для того, чтобы понять их, нужно хорошо знать арабскую грамматическую теорию.
221. Как известно, производные от корня «f-'-l» используются в арабской граматике для моделирования словесных моделей и словоформ. В данном случае, это и форма конкретного глагола «делать», и модель формы повелительного наклонения. Другими словами, Ибн 'Аббас видел в этом буквенном зачине подобие формы повелительного наклонения и произносил его соответственно.
222. Можно заметить, что первые два слова как раз и начинаются с двух букв этого зачина.
223. Легко заметить, что все три имени Всевышнего начинаются именно с буквы «сад», на чем и построено данное истолкование.
224. Корень слова «сопоставление» (musadat) начинается с «сад», на чем и построено это толкование.
225. Ал-Хусайн — личность не установлена.
226. Обращает на себя внимание, что в этом истолковании, которое зафиксировано не во всех рукописях трактата, ни одно слово и ни один корень не начинаются с буквы «сад».
227. Суфйан ибн Хусайн ибн ал-Хасан, Абу Мухаммад ал-Васити (ум. ок. 770), известный передатчик хадисов. Передавал хадисы от Ибн Сирина, Зухри, своего деда ал-Хасана и других.
228. Личность деда Суфйана ибн Хусайна, которого звали ал-Хасан, установить не удалось.
229. Суть этого истолкования в том, что буква «сад» читается как повелительная форма sadi от глагола, масдаром которого является вышеупомянутое слово musadat.
230. Все три слова, содержат букву «каф», причем два существительных начинаются с него, а в глаголе «клясться» это первая буква корня.
231. Как можно заметить, повелительная форма от глагола waqafa «стоять» начинается с «каф».
232. Возможно, данному толкованию лучше подходит другой перевод: «Нун и калам», где мы понимаем wa— как союз, а не как частицу клятвы.
233. См. (85:22).
234. Ибн Курра — личность установить не удалось.
235. Вероятно, имеется в виду ал-Хасан ал-Басри, то есть, ал-Хасан ибн Иасар ал-Басри (642—728), сын вольноотпущенника Зайда ибн Сабита, знаменитый хадисовед, чтец и комментатор Корана, богослов и аскет.
236. Ибн Кутайба ад-Динавари, 'Абдаллах ибн Муслим (828—889), филолог, хадисовед, корановед, один из крупнейших иракских ученых 9 в. Его сочинение «Гариб ал-Кур'ан» Суйути включил в библиографию к трактату.
237. Абу 'Усман 'Амр ибн Бахр, известный как ал-Джахиз (780—869), знаменитый литератор-энциклопедист, один из столпов литературы адаба, ученик известного му'тазилита ан-Наззама, автор «Книги ясности и изъяснения», «Книги о животных», «Книги о скупых» и еще многих сочинений, большинство из которых сохранилось и опубликовано. Джахиз и его учитель ан-Наззам первыми начали разрабатывать учение о неподражаемости Корана.
238. Самым известным в семье дамасских ученых, где все носили имя Ибн 'Асакир был Абу-л-Касим 'Али ибн ал-Хасан ад-Димашки (1105— 1176), историк и хадисовед, автор «Большой истории Дамаска», известной как «История» Ибн 'Асакира, однако у него нет сочинения с трудно переводимым вне общего контекста названием «Мубхамат». Возможно, имеется в виду его отец или кто-то из его братьев.
239. Абу-л-Фатх 'Усман ибн Джинни (ум. 1002), знаменитый багдадский филолог и грамматист, знаток поэзии и корановед. Его опубликованное сочинение «Достаточное по атрибуции аномальных чтений» (ал-Мухтасиб фи тавджих аш-шавазз) Суйути включил в библиографию к трактату.
240. Абу 'Абдаллах ал-Бакрабази — личность не установлена.
241. Науки о значениях (ma`ani) и изъяснении (bayan) — это две из трех составляющих риторики ('ilm al-balagha).



 



Hosted by uCoz